В селе поговаривают, что рассвирепел после того, как стало известно о его домогательствах к приемной дочери.
Дети вкалывали с утра до вечера
Вся маленькая Цибульковка, в которой всего-то около 350 жителей, гудит как встревоженный улей. На похороны 47-летней Натальи, 14-летней Эммы и 43-летнего Олега Довыбаран пришли почти все жители. Еще бы - такую жуть селяне видели разве что в фильмах ужасов. К тому же в кино зверствуют маньяки, а тут - детский дом семейного типа, где растили десять детей: троих своих и семерых приемных.
Видео: Олег Климов.
Впрочем, люди шепчутся: Олег был настоящим тираном, если не сказать, зверем.
- Псих, одним словом! - говорит в сердцах соседка Довыбаранов и одноклассница Олега Людмила Продан. - Он же Наталью запугал до такой степени, что она глаз боялась поднять. Детей просто эксплуатировал, они у него на 40-градусной жаре с огорода не уходили: то бурьян вырывали, то урожай собирали. И боялись его все, и молчали о тирании…
Людмила вспоминает, что Довыбаран был неуравновешенным с детства.
- Его ведь самого дома обижали - ни родителям, ни старшей сестре не нужен, вот и обозлился на весь свет, - говорит женщина. - Дрался в школе постоянно, очень агрессивным был. Чуть что не по нем - глаза, как у быка, кровью наливаются!
О том, что во внешне благополучном доме творился настоящий ад, говорили и другие соседи. Но почему же раньше никто не вмешивался? И главное - как тирану и психу доверили чужих детей?
На похороны собралось полсела. Фото: Олег КЛИМОВ.
Наказывал голодом
14-летний Рома Тараканов с содроганием вспоминает три года, проведенные в приемной семье Довыбаранов.
- Я к ним попал в четвертом классе после того, как мамку посадили в тюрьму на три года, - вспоминает мальчик. - Мне там было очень плохо. Работать приходилось много, а родители были злые, издевались постоянно. Олег бил и других детей, если они не слушались или плохо работали. Говорил: "Не будете работать - не будете есть". Заставляли называть их только "мама" и "папа", а у меня же есть мама!
По словам Романа, дети никому не жаловались - боялись, что "папа" побьет. И тут же, по-детски, признает, что когда он не злился, можно было жить. И компьютер в доме был, и игрушки, и площадка для игр, и братики-сестрички хорошие. Между тем когда его родная мама вышла из тюрьмы, мальчик очень обрадовался, буквально ликовал, что жизнь в приемной семье закончилась.
Сейчас соседи рассказывают о необычных методах "поддержания дисциплины" в детском доме: мол, Олег посыпал выход со двора песком или птичьим пером, чтобы оставались следы смельчаков, которые в его отсутствие посмеют выйти из дому. За самовольный уход со двора следовало жесткое наказание. Люди говорят также, якобы Олег, для того чтобы на улице не слышали криков детей, включал громко музыку. А когда его пытались осадить, глаза главы семейства снова наливались кровью.
Погибшая Эмма всегда отца защищала
Что касается самой усадьбы, то она действительно вполне ухоженная. Молодой сад растет. Правда, основная часть забора, что на углу улицы Ленина, из покосившегося и некрашеного штакетника…
14-летний Рома Тараканов прожил у Довыбаранов три года, пока мать в тюрьме сидела. Говорит, что его заставляли работать и обижали. Фото: Олег КЛИМОВ.
Говорят, что Олег немного смягчился, когда у него с Натальей родились свои дети - сыновья Ричард и Давид. Но, мол, хватило его доброты ненадолго. И свои дети, и приемные слушались его без слов - он приучил понимать их, что называется, с полувзгляда. По словам Людмилы Продан, он только посмотрит - и дети уже на прополку другой грядки перемещаются. При этом никогда никому не жаловались, наоборот, на "подозрительные" вопросы отвечали, что все у них в доме хорошо. Особенно на этом настаивала Эмма.
- Врут все про нас, - говорила девочка подружкам и одноклассницам.
Об Эмме же у детей хорошие отзывы.
- Ну врала, ну и что, зато она хорошо рисовала и вышивала, - говорит Аня Лысенко, одноклассница Эммы. - Били ли ее - не знаю, а ее 13-летней сестре Карине однажды крепко влетело. Ее отец избил за то, что она нарисовала матери на 8 Марта открытку с изображением тюремной решетки.
Одноклассница Олега и соседка Людмила Продан: "Он с детства был злой на весь мир".
"Сельское гестапо"
Есть у селян и своя версия того, что толкнуло мужчину на кровавую расправу. Говорят, что Наталья узнала, что Олег домогался своей 14-летней падчерицы и якобы даже вступал с ней в сексуальные отношения.
- Возил ее в лес, покупал нижнее белье, обнимал, - вспоминает Мария, одна из соседок Довыбаранов. - Люди все это видят. Мы собирали информацию о том, что творится в этом доме, фотографировали на планшет, понесли властям, но нам сказали, мол, ничего подобного, там все хорошо…
Когда гроб с телом Довыбарана вынесли во двор, собравшиеся возле дома односельчане твердили в один голос: "Пусть его, идиота, быстрее закопают!". За гробом практически никто, кроме родных Олега и приглашенных из другого села копачей, не пошел. Кстати, другие соседи объяснили такое неучастие тем, что покойный - висельник, дескать, Бог таких не прощает и люди тоже.
- Наташа сама из села Бабайковка, - вспоминает Людмила Продан. - Так вот, тамошний председатель, когда она решила выйти замуж за Олега и уехать из села, сказал ей: "Ты не знаешь, что делаешь, он - страшный человек, как бы не пожалеть". И видите теперь, чем закончилось…
По словам Людмилы, не жалел Олег и старшего сына Наташи - Рустама, который учился с Витой Продан в одном классе.
- Увижу у него синяки, - вспоминает Людмила, - спрошу, что да как, а он говорит: "Споткнулся, упал…", но я же видела, что это не так.
Страшно поверить, но иначе как гестапо этот семейный детдом в селе не называли.
ОФИЦИАЛЬНО
Последняя проверка была за пять дней до трагедии
Соцслужбы утверждают, что ничто и никогда не указывало на психические отклонения в поведении Олега.
Детский дом семейного типа Натальи и Олега Довыбаранов официально открылся 21 декабря 2012 года. До этого супруги успешно прошли специальные курсы, сдали все необходимые справки, в том числе и медицинские. В поведении мужчины ничего настораживающего замечено не было. Тем более что до этого Олег с Натальей вырастили приемную дочь, купили ей в соседнем селе дом, а 17 июля - за три дня до трагедии - вместе приехали в областную службу по делам детей, чтобы получить рекомендации насчет ее поступления в Бердянский пединститут.
Как утверждают в облгосадминистрации, каждый месяц специалист из соцслужбы Царичанского района навещала семью. Первый зам губернатора Анатолий Крупский, возглавивший рабочую группу по расследованию трагедии, говорит, что семья была на хорошем счету, глава детского дома не пил, не курил, ходил в церковь. Жили в большом добротном доме, где были созданы все необходимые условия для детей. Финансовые выплаты семье в целом составляли около 20 тыс. грн. в месяц.
Да и в школе говорят: дети были дружные, в разговорах с одноклассниками и учителями никогда не упоминали о каких-либо конфликтах дома. Наталья и Олег всегда приходили вместе на родительские собрания. Сигналов о проблемах в семье не поступало ни в социальные службы, ни в правоохранительные органы.
Сейчас все 9 детей (двое родных и семеро приемных) находятся в местном детском санатории "Жемчужина Приднепровья" под наблюдением врачей-психологов. Дальнейшая их участь будет определяться согласно закону, но дети уже высказали пожелание остаться вместе, и чтобы их определили в один детский дом семейного типа.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies