21 декабря
Загрузить еще

Жители Врадиевки не могут понять, что толкнуло лейтенанта Полищука и егеря Рябиненко на преступление

Жители Врадиевки не могут понять, что толкнуло лейтенанта Полищука и егеря Рябиненко на преступление
Фото: Жестокое изнасилование 29-летней Ирины Крашковой стало последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей Врадиевки. Фото: Денис КОРНЫШЕВ .

Райцентр в Николаевской области привлек  внимание всей страны. В небольшой Врадиевке разом сошлись все болевые точки: милицейский произвол, прокурорское равнодушие, кумовское заступничество и очевидная беззащитность простого человека перед теми, кто должен его охранять, а вместо этого бьет, насилует и грабит. В городке, где два милиционера с сообщником жестоко надругались и чуть не убили 29-летнюю Ирину Крашкову, продолжаются акции протеста. И даже слегка запоздалое вмешательство МВД и Генпрокуратуры не может успокоить людей.

"ПОРА ИМ ПОКАЗАТЬ, КТО ХОЗЯЕВА В ГОРОДЕ!"
 
Недовольство действиями правоохранителей среди жителей Врадиевки зрело давно. Жестокое избиение, изнасилование 29-летней Ирины сотрудниками местной милиции сыграло роль спички, поднесенной к бочке с порохом. Вечером в понедельник к райотделу милиции стали стягиваться люди. Они требовали арестовать капитана Евгения Дрыжака, которого считали организатором издевательств над беззащитной женщиной. Как уже рассказывала "КП", Ирина на видео говорила, что Дрыжак изнасиловал ее первой. Но у того неожиданно оказалось алиби - в беспредельную ночь он якобы находился на дежурстве и камера видеонаблюдения не зафиксировала, что он покидал место работы.
 
 
- Это все ложь, Дрыжака покрывают, - поделился с корреспондентом "КП" парень, представившийся бывшим сотрудником милиции. - Он ушел с поста с ключами  от оружейной. Это скандал! Дрыжак мог спокойно выйти из здания мимо всех камер через черный ход. А в самой дежурной части милиционеры никогда не устанавливают камер. Поскольку она бы фиксировала, как они пьют пиво и играют в карты.
 
К восьми вечера митинг увеличился до тысячи человек - на улицу вышел каждый десятый житель. Главный милиционер поселка Виталий Синицкий не сразу решился выйти на крыльцо участка, чтобы снова заговорить об "алиби". Тогда он еще, наверное, не знал, что завтра будет уволен. Как и руководитель милиции Николаевской области Валентин Парсенюк - крестный Евгения Дрыжака. Не знали этого и люди, возмущенные бездействием милиции и прокуратуры. Когда было объявлено, что результаты экспертизы видеопленки и анализов, взятых у изнасилованной, будут известны только через неделю, народ стал бунтовать с новой силой. 
 
Видео: Денис Корнышев.
 
- Нам надоел милицейский беспредел! Они приходят в кафе, магазины, бесплатно едят, постоянно держат нас в страхе, - выкрикивали врадиевчане. - Пора им показать, кто хозяева в городе! 
 
"ВЫХОДИТЕ! ИЛИ ВЫ НЕ МУЖИКИ?!"
 
Пока толпа волновалась, корреспонденту "КП" удалось узнать, что арестованный милиционер - один из насильников Дмитрий Полищук (племянник районного прокурора Николаева) - выдавал разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия. Он же устроил егерем в лесхоз и Сергея Рябиненко (на его машине Ирину вывезли в лес), который принимал участие в избиении женщины.
 
"Они друзья, но руководил ими Дрыжак", - уверены люди.  
 
Страсти все накалялись. Протестанты решили проверить, не скрывается ли Дрыжак в райотделе. Народ побежал к входу. Начальник милиции, а с ним районный прокурор (он тоже уже уволен) и глава райадминистрации быстро ретировались внутрь здания, а на пути у нападавших выросла стена из щитов. После небольшой рукопашной милиционеры применили слезоточивый газ. Не остановило даже то, что на крыльце находились дети и старики.
 
- Мне удалось оттащить одну девочку, больную астмой, - говорит владелец магазина Кирилл. - Она чуть не задохнулась! 
 
Струя газа досталась и корреспонденту "КП". Но толпа не успокоилась. В здание градом полетели камни… Зазвенели окна на первом этаже, плафоны на фонарях, разбилась видеокамера у входа. Милиционеры забаррикадировались в здании, а люди, пытаясь взломать двери, кричали им: "Выходите! Вы что, не мужики? А если война, то тоже спрячетесь?!"
 
Около половины десятого вечера протестующие предприняли вторую попытку штурма. Вооружившись камнями и закрыв лица тряпками, разбили окна на втором этаже здания и пытались вломиться через главный вход. Однако вторая атака была отражена, как и третья. В здание полетела даже бутылка с "коктейлем Молотова".
 
Утром 2 июля фасад врадиевской милиции имел плачевный вид.
 
Виталий Синицкий пожаловался, что в стычке пострадали 10 его сотрудников. А областная пресс-служба заявила, что большинство нападавших были пьяны. 
Ирина Крашкова, по словам родных, посвящала себя заботе о доме и любимом сыне.
 
"ОТ НИХ ДАЖЕ ПЧЕЛЫ ДОХНУТ!"
 
Вчера Врадиевка напоминала город на военном положении. Патрули ГАИ не пускали в поселок рейсовые автобусы (хотя официально милиция это отрицала). Обычно заполненный продуктами базар был наполовину пустой. По всем улицам курсировали патрули "Беркута" - по 2-3 человека в бронежилетах, касках, с оружием. В райцентр пожаловали прокурор Николаевской области Андрей Курысь, представители штаба МВД, которые возглавили работу местной милиции, спешили сотрудники центрального аппарата Генпрокуратуры.
 
Возле райотдела снова собирался стихийный митинг. Чтобы успокоить людей, в прокуратуре открыли место для жалоб на милицию. Тут же выстроилась очередь человек в пятьдесят. В каждой семье, говорят селяне, есть пострадавшие от милиции или прокуратуры.
 
- Они тут захватили в районе все поля в районе, - поделился с "КП" пасечник Иван. - От них даже пчелы дохнут - все химикатами забрызгали. У меня вот полное ведро мертвых насекомых.
 
Как уже рассказывала "Комсомолка", народный гнев подогревало то, что за последние несколько лет во Врадиевке были изнасилованы и убиты 15-летняя школьница и взрослая женщина. Убийцы не найдены до сих пор. Сейчас прокуратура проверяет работу по резонансным преступлениям. И не только во Врадиевском районе, но и во всей области. 
 
- Мне стыдно за действия сотрудников милиции, - ответил на вопрос "КП" начальник главного штаба МВД Украины Владимир Березан. 
 
Народные волнения возымели действие. Фигуранта скандала Евгения Дрыжака вчера задержали и отправили для дачи показания в Николаев. Следователи уже рассматривают версию об его участии в изнасиловании. 
 
- Мы допускаем, что Дрыжак мог покинуть райотдел, - говорит прокурор области Андрей Курысь.
 
Результаты экспертизы по видеозаписи в прокуратуре пообещали дать уже сегодня. По биоматериалам (кто именно насиловал Ирину) - через два дня. В четверг в поселке снова намечен митинг. Прокуратура обещает отчитаться за проделанную работу. 
 
Кстати, сейчас среди жителей поселка стремительно распространяется слух о том, что правоохранители пытаются заставить егеря Сергея Рябиненко взять всю вину на себя. Для этого даже к его родителям наведывались неизвестные личности, которые предлагали крупную сумму денег взамен на "отсидку" сына.
 
- Отец и мать отказались, причем мать сказала, что пусть Сережа понесет наказание только за то, что заслужил, а вину других на себя брать не будет, - рассказала соседка семьи Ирина. 
 
ИМЕНА НАСИЛЬНИКОВ ПЕРВЫМИ УЗНАЛИ ФЕЛЬДШЕРЫ
 
11-летний Дима встретил нас у калитки дома. Вежливо пригласил во двор, позвал бабушку, вынес для всех стулья и предложил воды. Мать пострадавшей женщины, Мария Кирилловна, не может говорить без слез. Ну почему ее красивая, хорошая дочка стала жертвой извергов?! 
 
- Она так редко ходила на дискотеки, все силы посвящала дому. Хотела поставить туалет, ванную, чтобы я с больными ногами не ходила во двор, - рассказывает пенсионерка. 
 
Дом Ирины выглядит опрятным и ухоженным. Везде цветы, заборчик, а на зеленой лужайке пасется стая гусей. Соседи с негодованием вспоминают, что сразу после того, как в милиции узнали об изнасиловании, по улице прошелся участковый - хотел собрать подписи, что Ирина… проститутка! 
На митинг собралось около 500 жителей поселка. Фото: автор.
 
- У дочки было всего два мужчины. Один уехал на заработки после рождения Димы, пропал, а со вторым недавно рассталась, - вздыхает мать. 
 
Корреспонденту "КП" удалось поговорить с медиками дежурной смены, которые первыми выехали к пострадавшей. Врачи рассказали, что скорую вызвали на мельницу, куда из последних сил добрела измученная Ирина.
 
- Я спросил: что с вами случилось? А женщина в ответ: меня изнасиловали сотрудники врадиевской милиции. Потом назвала их имена, - говорит врач. - Я сразу позвонил в райотдел.  Дежурный спросил: что вы предпримите? Я сказал, что отвезем в хирургию. Следственная группа приехала туда. 
 
Врачи были в ужасе от того, в каком состоянии была Ирина - с разбитым лицом, проломленной головой, с разрывами. На следующий день ее перевезли в больницу в город Николаев. 
 
СЛУХИ
 
Дрыжак всех на это подбил, считают в селе 
 
Жители Врадиевки не могу понять, что толкнуло лейтенанта Полищука и егеря Рябиненко на такое жестокое, а главное - циничное преступление. По словам родителей, друзей и учителей задержанных, они всегда казались порядочными.
 
- Я с Полищуком пробыл четыре года в одном взводе и поверить в то, что случилось, не могу, - рассказал "КП" сослуживец милиционера Юрий Разуменко. - Он бесконфликтный человек, встречался с девушкой. Особой инициативой не отличался, но всегда был исполнительным и отзывчивым. 
Участник штурма во Врадиевке разбил руки об щиты милиционеров. 
 
Семья у Полищука считается не очень благополучной. Соседи говорят, что его мать развелась, живет отдельно. Отец несколько месяцев назад бросил работу в управлении соцзащиты района. Где он сейчас, никто не знает. В райотдел милиции Дмитрию помог устроиться дядя-прокурор. 
 
- Вообще они вместе никогда не водились, одному богу известно, почему в тот день вдвоем занялись этим, - говорит один из знакомых парня, пожелавший не называть свое имя.
 
Такая же ситуация и с таксистом-егерем. Говорят, он был осведомителем у правоохранителей и таксовал потому, что оплачивал "крышу" Дрыжаку, как и другие перевозчики. О Сергее Рябиненко тоже отзываются как о нормальном парне.
- Учился он средненько. Но если что-то нужно было починить, то никогда не отказывал в помощи, руки у него мастеровитые, - вспоминает Ольга Фасий, учитель  математики в школе, где учился Рябиненко. 
 
Что касается Евгения Дрыжака, то и директор школы Людмила Кулева, и классный руководитель Ольга Фасий в один голос заявляют, что ребенком он был высокомерным и балованным.
 
- Его мать была на какой-то должности в РЭС, а отец - зампредседателя райадминистрации, - говорит Людмила Ивановна. - С ним постоянно были проблемы в классе.
Учительница Ольга Фасий говорит, что Евгений Дрыжак в школе слыл хулиганом и часто срывал уроки.
 
Из-за хулигана, говорят, ушла на пенсию прошлый классный руководитель. 11-й выпускной класс из-за Дрыжака не хотел брать никто из учителей. В итоге эта участь досталась Ольге Фасий. По ее словам, Евгений часто срывал не только уроки, но даже районные олимпиады.
 
Сейчас в школе, которую окончили Дрыжак и Рябиненко, учится сын Крашковой, Дима. 
 
- За сыном Ира очень следит, он всегда чист, прилично одет, вежлив, - говорит Ольга Фасий. 
 
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
 
"Это типично для полиции Украины", - пишут в Америке об изнасиловании 
 
В последнее время МВД совершает большие усилия, чтобы создать себе позитивный имидж: создана специальная концепция, милиция устраивает показательные акции, концерты, раздает подарки сиротам. Но не эти красивые мероприятия, а события в маленькой Врадиевке стали темой публикации в американской газете "Вашингтон Пост": "Протестующие штурмуют здание полиции в Украине после того, как офицеры совершили изнасилование".  Под заметкой, во главе которой стоит фото с изуродованным лицом Ирины Крашковой, есть комментарий: "Это типично для полиции Украины". 
 
О том, какие комментарии оставляют читатели на сайте "Комсомольской правды", даже не хочется говорить. Хотя мы знаем, что в милиции, как и любой структуре, работают не только плохие, но и порядочные люди. Которые раскрывают преступления умом, а не кулаками, которые не крышуют подпольные казино, не собирают дань с бабушек на стихийных рынках, не подбрасывают наркотики, не считают себя хозяевами жизни. Но ведь видно и других - таких, как Полищук и  Дрыжак, таких, как негодяи из Донецка, которые изнасиловали в райотделе задержанного, таких, как офицеры из Киева, наладившие масштабный сбыт наркотиков. Негативных примеров достаточно много, чтобы они перечеркнули все усилия по улучшению имиджа. Так было с делом Оксаны Макар, когда следователь поначалу отпустила подозреваемых. Так было  с Ярославом Мазурком, когда люди, несмотря на все экспертизы, не захотели поверить, что убивал охранников "Каравана" именно он. Не захотели потому, что не привыкли верить милиции.
 
Вчера в редакцию "КП" пришло письмо из милицейского профсоюза: "Называть таких горе-милиционеров правоохранителями у нас не поворачивается язык. Ведь человек, который присягнул государству и поклялся защищать людей, не имеет никакого права даже мысленно творить подобный произвол". В письме высказывается искреннее сочувствие пострадавшей девушке и надежда, что виновных покарают по закону. Очень хочется думать, что эти слова - искренние.
 
МНЕНИЯ ПОЛИТОЛОГОВ
 
"Средневековые нравы и бесправие"
 
Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий:
 
- "Проблемная" - не только Николаевская область, но и Херсонская, Винницкая, Кировоградская с "делом Лозинского". Это центр Украины со своей спецификой: там царят средневековые нравы и бесправие людей. Тут - маленькие городки, где правит глава администрации, мент и прокурор. Падение нравов, моральная деградация, отсутствие социальных институтов (партий, прессы) приводит к таким итогам.
 
Запад страны буржуазен, там недовольных ведут партии. На Востоке люди живут в мегаполисах, там нет места местечковости. И лишь аграрное население Центра способно на слепую ярость, беспощадный бунт. Ведь громившие милицию жители Врадиевки не выдвигали особых требований…
 
"Обычное дело"
 
Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований "Пента":
 
- Происшедшее во Врадиевке вскрыло проблему маленьких городков. Ситуация там запущенная, областное руководство утратило контроль, а может, и само способствовало такому развитию событий.
 
В провинции конфликты между мажорами-беспредельщиками (неважно, в погонах или без) и рядовым населением - обычное дело. Это украинская провинция с полуфеодальными отношениями. Там не важно - Ющенко или Янукович, там - точка напряжения. Любопытно, что именно она проявила особенность украинского менталитета. Взрывы происходят только после насилия в отношении женщин: Попова, Макар, Крашкова.