Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Китай: время ничего не значит, если есть цель

Китай: время ничего не значит, если есть цель
Фото: Почти на любом сельском рынке в Китае вам могут предложить отведать копченых собак. Причем не каких-то особых мясных пород, а тех, которых поймали... Фото: globallookpress.com.

А ОНИ АЗАРТНЫЕ

- А мы сами не знаем, сколько нас, - совершенно честно призналась нам прикрепленная в Пекине к группе гид, которая представилась Ларисой, когда речь зашла о численности населения КНР. - В сельских районах многие укрывают детей от учета. И сколько там миллионов, десятков или даже сотен - непонятно.

И была она совершенно искренна. Китайцы не надувают щек, не пытаются пустить пыль в глаза. Она честно объясняла, почему при не таких уж больших зарплатах в 4 - 5 тысяч юаней (1 юань = 1 грн. 30 коп.) гигантское количество пекинцев ездят на "Мерседесах", BMW, "Фольксвагенах" - почти у каждого есть подработка или маленький бизнес. Учителя читают дополнительные лекции, собирая плату с родителей учеников. А бизнес - да вот он, прямо за окном автобуса: первые этажи жилых коробок, хоть маленьких, хоть многоэтажных, построенных еще при Мао, отданы под всякий мелкий ремесленный бизнес или торговлю, которые цветут и пахнут (в прямом смысле слова) в этих то ли встроенных гаражах, то ли хозпомещениях площадью со стандартный морской контейнер. Надо починить башмаки, купить капусту и фрукты, подстричься или даже вылечить зуб, тут тебе и парикмахерская, и даже кабинет дантиста.

Мы чуть не задеваем расположившихся у своих развалов китайцев, но те, пока не появляется покупатель, лениво созерцают проносящиеся машины, словно не замечая ни гари, ни автомобильных выхлопов. Казалось бы, кто может покупать те же фрукты в такой антисанитарии? Однако покупают, раз бизнес не закрывается. Все дело в цене - в таких лавчонках почти все гораздо дешевле. Хотя цены государство везде старается держать более-менее на одном уровне, мелкие продавцы откровенно демпингуют. И вряд ли в убыток себе.

Наиболее общительные и азартные вместо созерцания играют. В го, маджонг, а то и просто в карты. На деньги. Это тоже официально запрещено, но процветает практически повсюду. Об азарте китайцев впору легенды складывать. Ради игры они могут забыть про еду и работу. Кстати, большая часть коррупционных преступлений, за которые в Китае карают сурово и жестоко, вызвана проигрышем казенных денег. В остальном что сельское, что городское население достаточно неприхотливо, даже, казалось бы, мажористая столичная молодежь. Сидящий на обочине пекинской дороги парень, сосредоточенно работающий на ноутбуке, - явление не уникальное. Подставь ему стул, наверное, будет удобнее, но он и так будет сидеть и работать столько, сколько надо.

Несколько лет назад в беседе о Поднебесной знакомый, который прекрасно знает Китай (был ранее губернатором одного из приграничных с КНР регионов), сказал фразу, которая врезалась мне в память на всю жизнь: "Для китайцев нет понятия времени, для них существует лишь цель, задача. И они всегда отдают "долги". А потому, если англичане оккупировали Пекин (в 1860 году вместе с французами. - Авт.), я нисколько не сомневаюсь, что рано или поздно так или иначе китайцы возьмут Лондон и Париж (не обязательно военным способом). И для них не важно, произойдет это в 2020 году или в 2520-м. Главное, что они это сделают". После того как наша группа проехала по части Китая, я поверил ему еще больше.

Фантастическое упорство народа, использующего каждый пригодный для земледелия клочок земли, выстраивающего террасы для участков по выращиванию риса, выковало потрясающей силы характер. Даже непригодную землю на горных склонах они делают способной давать урожай (вытаскивая камни из почвы и делая из них ограждения для рисовых посадок). Продумано все, вплоть до того, что крыша является местом сбора дождевой воды, которая охлаждает дом в жаркое время, а при необходимости используется для полива огородов. Ну а климат позволяет снимать 2 - 3 урожая.

НЕ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ, А СВЕРШЕНИЙ

Каждого в Китае поражает что-то свое. И немудрено - страна, которая для большинства населения планеты по сию пору остается терра инкогнита, при близком знакомстве не может не удивить. Так вот, кого-то завораживают небоскребы Пекина (про Шанхай все знают, но что не менее величественные здания переполняют Пекин и областной центр Чунцин, для некоторых откровение), кто-то до глубины души уязвлен соседством торгового центра с бутиками от-кутюр и салонами ведущих фирм мира в любом центре провинции с грязными и вонючими трущобами, где нищета и уродство выставлены будто бы напоказ.

Меня же больше всего поразили две вещи - фантастическое по используемым спецэффектам, филигранно выстроенное на гигантском открытом пространстве шоу, которое довелось увидеть в маленьком уездном городке. Безукоризненное по сценографии и режиссуре. И обычная автодорога, соединяющая Чунцин с главным городом другой провинции. В тот день мы намотали по степям, горам, серпантинам и тоннелям не меньше 400 километров. И на всем протяжении разделительная полоса между встречными потоками движения засажена аккуратно подстриженным кустарником, среди которого на равных расстояниях высажены не менее аккуратные деревца. Все эти сотни километров! Хватило бы и просто подстриженного кустарника, но они еще и деревца обстригают по единой кальке.

О качестве шоссе я уже не говорю, оно выше всяких похвал. За 12 дней, что мы колесили по КНР, нам лишь один раз довелось узнать, что такое китайские ухабы, да и то когда мы ехали через пока еще строящийся участок дороги.

Славный Чунцин, расположенный на подошве между гор и окруженный ими со всех сторон, поражает не только мостами через Янцзы, которых здесь 25 (и каждый из них не повторяет другой), но и фантастическими развязками и эстакадами, лихо закрученными в трех, а то и четырех уровнях. А вечерняя панорама Чунцина, как говорят знающие люди, не уступает Шанхаю. Причем в отличие от Шанхая, где жизнь замирает после 22 часов, Чунцин вечерами кипит и бурлит. А в выходные народ оккупирует бесчисленные кафе и рестораны по всему городу, гуляет допоздна по набережной вместе с детьми, которые плещутся в фонтанах.

ГЛАВНЫЕ ТУРИСТЫ ТУТ САМИ КИТАЙЦЫ 

Китай строится. Строится активно, воздвигая не только небоскребы в деловых районах, но и жилые многоэтажки, буквально вплоть до каждой деревеньки (тысяч на 150 - 200 населения). Не точечно, а целыми кварталами. Невозможно найти вид города без строительных кранов. Темпы строительства фантастические, но подлинный масштаб становится ясен, только когда видишь все это своими глазами. Просто для понимания - метрополитен в Чунцине начали строить в 1999 году, а первый поезд отправился в путь в июне 2005-го. Сейчас метро в Чунцине - это четыре линии общей протяженностью свыше 130 километров. И сейчас строятся новые линии в 70 км. А практически в каждом городке или даже деревне, через которые мы проезжали, идет гигантских масштабов строительство десятков и сотен современных отелей. Которые, кстати, рассчитаны в первую очередь не на иностранных туристов, а на своих граждан, миллионами изучающих собственную страну. То есть косвенно это свидетельствует о выросшем уровне жизни китайцев. Как и заполненность кафе и гигантское число бутиков и магазинов всемирно известных фирм. В том же Чунцине сейчас строится порт, из которого начинаются всемирно известные круизы по Янцзы на роскошных лайнерах. И опять же туры покупают отнюдь не только иностранцы. Билеты на разного рода шоу, в музеи, на экскурсии стоят денег, и немалых, если посмотреть на среднюю зарплату в стране (так, например, на то шоу в уездном городке про бурлаков наши билеты стоили 588 юаней), но любой туристический объект в Китае заполнен экскурсантами, приехавшими из других регионов страны.

СРАВНИТЕ САМИ 

Великая Китайская стена. Строилась более тысячи лет. Принимает до 40 миллионов туристов в год. 
Монорельсовая линия метро в Чунцине. Строилась 6 лет. Способна принять до 400 миллионов пассажиров в год. 

СТРАНА СТУДЕНТОВ

И это лишь одно из свидетельств. У жителей Пекина, например, в собственности свыше 5 миллионов личных автомобилей. И продукция исключительно китайского автопрома на улицах встречается редко. Зато весь модельный ряд передовых автомобильных компаний мира представлен практически полностью. Что и немудрено: в стране собирают и "Мерседесы", и BMW, и "Ситроены", и "Фольксвагены", и "Тойоты", и "Мицубиси", и "Ниссаны". А жилье в Пекине приобретается по сопоставимым с Москвой ценам. Многие китайцы жалуются на трудность получения и обслуживания кредитов, но при этом бьются за их получение, поскольку это единственный путь резкого повышения уровня своей жизни.

Студентов в Китае выше крыши. Только в Чунцине больше 40 вузов. И это вполне объяснимо. Страна не просто развивается, а делает упор на новые технологии. На туристических картах городов отдельно выделяют зоны высокотехнологичных производств и исследовательских площадок. Причем уже действующих. В том же Чунцине свыше тысячи научно-исследовательских институтов и почти полмиллиона научных сотрудников.

Правда, далеко не все студенты могут рассчитывать на хорошие места и просто работу после выпуска. Почти нет сомнений, что престижные предложения получат инженеры, химики, биологи, физики, программисты. А вот гуманитариям придется попотеть. Единственный гарантированный путь получения обучения и последующей работы для них - участие в госпрограммах, например ехать в деревню учительствовать на несколько лет. За такое обязательство тебя и выучат бесплатно.

Это не цирковое шоу. Это полицейские в Чунцине показывают свое мастерство патрулирования городских улиц на роликах. Фото: globallookpress.com.

ЕХАТЬ ТРУДНО, ОСТАНОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

Китай все больше напоминает разогнавшийся велосипед. Который может рухнуть из-за мельчайшей выбоины на дороге, но остановиться тоже не может, потому что упадет. Гигантский разрыв в доходах и уровне жизни городского и сельского населения - лишь один из камней, которые поджидают на этой дороге. Даже в одной из самых успешных сельскохозяйственных частных компаний в округе Чунцин "Самовар" (организована в 2006-м. Начинали компанию 5 человек, а сейчас трудится свыше 500), выращивающей 26 видов растений и производящей из них кучу всяких специй, которые поставляет не только по всему Китаю, но и за границу, средняя зарплата едва превышает 2 тысячи юаней. А что касается менее успешных кооперативов и частных фермеров, то там доходы существенно ниже. Спасает натуральное хозяйство и неприхотливость сельских жителей в еде. Потребляют там все, и, например, копченые собаки, подвешенные на крюки на сельских базарах, совсем не редкость. Причем не какого-то определенного мясного вида, а породы "что поймали". Правда, выносить нюансы гастрономических изысков на всеобщее обозрение китайцы не любят.

РАБОЧАЯ СИЛА - УЖЕ НЕ ЗА МИСКУ РИСА

Гигантский экономический рост страны в последние десятилетия привел в настоящее время к тому, что вместе с производительностью росла и зарплата, и сейчас китайцы стали совсем не так дешевы для западных компаний, как это было еще лет десять назад. Иностранцы начинают потихоньку искать другие аэродромы для инвестиций. Впрочем, то же самое можно сказать и про китайские компании. Сначала свернула свою работу в Китае компания Google. Но этот шаг можно объяснить введением в КНР цензуры в Интернете. Политика зарыта и в закрытии японских заводов Mazda, Honda, Toyota, Panasonic - в последние годы китайско-японские отношения все меньше напоминают идиллию. И в ответ на очередные претензии Токио в Поднебесной не заставляет себя долго ждать всплеск антияпонских настроений. Вообще с китайцами лучше не трогать тему Японии, вспыхивают они мгновенно - слишком "хорошую" память оставили о себе здесь потомки самураев.

Но вот чисто китайская компания Lenovo, появившаяся, когда американская IBM зашла в Китай, и существовавшая сначала как сборочное производство американцев, а потом выросшая в крупного самостоятельного производителя компьютеров в мире, переводит свои заводы, например, в Бразилию - это уже, господа, тенденция.

Куда бегут? В первую очередь туда, где рабочая сила по-прежнему дешевая, - во Вьетнам, Камбоджу, Индонезию... Более того, множество товаров, которые продаются в Китае под видом своих, на самом деле не made in China, а made in Viêt Nam. В основном текстиль и прочий легпром. 

ПРОГНОЗ - РЕБРОМ 

Дракон качает мускулы. Для красоты или драки 

Куда дальше устремится Китай, превратившись в слишком крупного мирового игрока.

Среди китайцев все чаще слышны разговоры, что их слишком большому народу досталась слишком маленькая территория. И это не может не настораживать. Не надо думать, как говорят некие эксперты, что условия жизни в России намного суровее, чем в КНР, а китайцы теплолюбивы и потому земли северного соседа их не привлекают. Во-первых, их уже полно работает в России на арендованных землях, которые они выжимают до сухости. Во-вторых, климат в том же Красноярске, где выращивают арбузы, не сильно отличается от Пекина, и еще вопрос - где суровее. А для народа с таким характером это сущий пустяк.

Но, скорее всего, ни в какие военные конфликты с Россией, Японией или США Китай ввязываться не будет (правда, это не исключает демонстрации силы). По крайней мере до тех пор, пока средства донесения зарядов противника будут в состоянии преодолевать китайские ПРО и ПВО. Да и нынешний вектор развития Китая направлен на юго-восток. По крайней мере пока. Однако быть в чем-то уверенным в отношениях с Китаем весьма трудно. Потому что КНР - это государство, в котором сначала делают, а потом об этом рассказывают. 

Зато тактика отжимания территорий относительно мирными способами уже применятся вовсю. Недавно прошло сообщение о передаче Таджикистаном КНР полутора тысяч квадратных километров в Горном Бадахшане за долги перед Китаем. И никто этой информации не опроверг. Пусть там условия малопригодны для жизни, для Китая, который, как говорят, ввел туда войска, этот плацдарм важен геополитически. Кстати, в Пекине об этом тоже на официальном уровне не говорят, но обычные китайцы очень рады этому факту.

И все же для соседей Китая есть надежда, что он перестанет быть глыбой и монолитом, при взгляде на который пробирает дрожь. Если произойдут изменения в либерализации пользования Интернетом, а китайское телевидение продолжит в рекламных роликах и шоу, ориентированных на молодежь, воспевать ценности потребления, поощрять индивидуализм. Часть телеканалов КНР имеет патриотическую направленность, показывая сериалы типа "Жизнь за вождя". Но таких каналов не много. Гораздо больше тех, где проходят всякие шоу а-ля "Дом-2", сериалы про молодежь, которая любит погулять в ресторанах и "поночевать" друг у друга. На это - на "пусть весь мир подождет, пока я удовлетворяю свои потребности" - направлена и львиная доля китайской рекламы.

И есть надежда, что молодежь, которая легковнушаема в силу возраста и азартна из-за национальных черт характера, впитает в себя эти посылы, будет жить по этим стандартам. И тогда Китай станет просто большим развитым государством, но вряд ли сможет реализовать потенциал для создания Великого Китая. Иначе я не завидую соседям этой страны.