Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Авиакатастрофа под Киевом: пилот ценой жизни спас генерала СБУ

Авиакатастрофа под Киевом: пилот ценой жизни спас генерала СБУ
Фото: Анатолий Довгопол (на фото вверху) много раз летал на Як-52. Его пассажиром был Виктор Шейбут (слева). Фото: УНИАН, Getti Images.

РЕЙС ЦЕНОЙ В 10 ТЫСЯЧ 

Странички украинских пилотов в социальных сетях переполнены соболезнованиями. В кругу летчиков имя Анатолия Ивановича Довгопола, 64-летнего мастера спорта по высшему пилотажу, почти как нарицательное. 
 
- Он поставил на крыло многих пилотов, и не только в малой авиации, - пишут коллеги. - 40 лет стажа, тысячи часов полетов… Таких инструкторов - единицы. Полетать с Довгополом в Центральном аэроклубе имени Антонова стремились многие. Он не только пилот, но и инструктор от Бога. 
 
В субботу, 8 июня, Анатолий Довгопол и его ученик вылетели с аэродрома "Чайка"  под Киевом на легкомоторном двухместном Як-52. С этим спортивным самолетом у летчика была долгая история "на двоих" - много раз он выступал на этой машине в рамках международных авиасалонов, демонстрируя пике и виражи. 
 
Этот последний полет, по словам коллег Довгопола, был ознакомительным. Такие рейсы легко можно заказать на сайте аэроклуба - достаточно предварительно записаться и заплатить. Удовольствие недешевое - 1 минута полета стоит 320 гривен. То есть короткий рейс в 30 минут обойдется клиенту почти в 10 тысяч гривен. 
Самолет рухнул с высоты 200 метров за пределами аэродрома. Фото: пресс-служба ГУ ГСЧС в Киевской области. 
 
Что случилось после взлета - пока загадка. Но через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал стремительно падать вниз с высоты 200 метров. 
 
- Самолет очень быстро терял скорость, - говорит инженер аэроклуба Игорь Дергак. - Вошел в штопор. Причиной мог стать отказ двигателя. 
 
Машина упала за пределами аэродрома, неподалеку от жилых домов. Основной удар пришелся на носовую часть. Поэтому шансов выжить у пилота не было. Его тело с трудом достали спасатели, которым пришлось разрезать кабину. Они же отрезали искрящий аккумулятор, который в считанные минуты мог взорваться. 
 
Коллеги пилота уверены: то, что самолет не вспыхнул сразу, а пассажир остался жив, это заслуга пилота. Понимая, что спастись невозможно, он спикировал машину носом в землю. 
 
- То есть сделал все возможное, чтобы машина не загорелась, - говорит Игорь Дергак. 
За плечами Анатолия Довгопола сорок лет летного стажа. Фото: социальные сети.
 
В РЕАНИМАЦИИ МОЛЧАТ 
 
60-летнего пассажира спасатели и медики достали из кабины с переломами ног и другими тяжелыми травмами. Его сразу же увезли в реанимацию Киевской городской больницы № 17, где уже провели операцию. На место аварии прибыл даже первый вице-премьер-министр, много сотрудников прокуратуры. Не менее важные чиновники собрались и возле больницы. Как выяснилось, не случайно. Пострадавшим курсантом оказался первый заместитель главы Миграционной службы Украины, генерал-майор СБУ в запасе, бывший замглавы налоговой администрации Виктор Шейбут. 
 
Вчера он находился в реанимации, а информацию о его здоровье медикам строго-настрого запретила разглашать дочь Виктора Шейбута. 
 
- Вчера к нам приезжали очень влиятельные люди, уровня министров, - рассказали "Комсомолке" врачи. - Требовали спасти его и грозились уволить, если будем рассказывать о ходе лечения и перспективах. 
Виктора Шейбута отвезли в реанимацию с многочисленными травмами. Фото: УНИАН. 
 
В АЭРОКЛУБЕ ИЩУТ ОТВЕТЫ
 
Тем не менее известно, что состояние здоровья Шейбута по-прежнему очень тяжелое. По данным наших источников, для него это был первый в жизни полет. Но как можно объяснить тот факт, что Анатолий Довгопол, опытный летчик, не справился с машиной, которой отдал столько лет жизни? 
 
- Да я сам не знаю, как такое могло случиться, - нервничает директор Центрального аэроклуба имени Антонова Борис Ставницкий. - Пусть причины выяснит специальная комиссия, которую создали для расследования. Моя задача - сейчас помочь семье Анатолия организовать похороны. Они пройдут в понедельник.
 
Другие летчики, не раз поднимавшиеся в небо с "Чайки", подозревают, что в трагедии есть вина и руководства клуба. 
 
- Этой машине более 30 лет, - сообщил "Комсомолке" пилот, попросивший не называть его имени. - В ее ремонт нужно вкладывать деньги, но это происходит не всегда. Многие из наших уверены, что у самолета заглох неисправный двигатель. Даже если погода была бы нелетная, Анатолий Иванович смог бы посадить машину. 
 
Ответы сейчас ищет следствие. По словам пресс-секретаря прокурора Киевской области Светланы Судак, по факту крушения начато уголовное производство по статье "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта". Рассматривают все возможные версии, в том числе человеческий фактор и неисправность техники. 
 
ТТХ 
 
Самолет Як-52 предназначен для обучения летчиков и для полетов высшего пилотажа. Разработан в 1979 году. 
Максимальный вес - 1290 кг
Допустимая скорость - 470 км в час
Дальность полета - 500 км 
 
КСТАТИ
 
На Як-52 разбился замминистра МВД
 
Для аэроклуба имени Антонова трагедия с самолетом Як-52 - не первая. В 2000 году, управляя им, трагически погиб заместитель министра внутренних дел (на тот момент Юрия Кравченко) Леонид Бородич. Генерал не только научился пилотировать, но и смог выполнять сложные фигуры в небе. Свое мастерство он демонстрировал на международной авиакосмической выставке. Когда самолет стал падать, Бородич отвел его от толпы зрителей, но сам спастись не сумел. 
 
В ТЕМУ
 
Самые громкие крушения легкомоторных самолетов 
 
За последние пять лет в Киеве и области было несколько авиакатастроф с человеческими жертвами.  
 
1. 9 декабря 2007. Чартерный самолет модели "Бич крафт" с двумя пилотами перевозил из Чехии в Киев троих пассажиров. Не долетев до аэропорта "Жуляны", самолет упал с высоты 2,5 км на поле между городом Вишневое и окружной дорогой. Диспетчер требовал зайти на еще один круг из-за плохих погодных условий, но пилот не послушал и пошел на посадку. 
 
2. 23 марта 2008. Гидроплан "Аэропракт-24" упал в Макаровском районе Киевской области. На борту - пилот и двое пассажиров: Эдуард Лещенко, заместитель главного архитектора Киева, и замглавы столичной администрации и архитектор Татьяна Доценко. Причина падения - самолет вошел в штопор. Все погибли. 
 
3. 10 июня 2012. Возле аэродрома под Киевом (в Бородянке) разбился самолет Л-410 при аварийной посадке на поле. На борту были профессионалы-парашютисты: пятеро погибли, 17 с травмами оказались в больнице. Прокуратура передала дело в суд. Пилота и его помощника обвиняют в том, что они проигнорировали предупреждение диспетчера о непогоде и поднялись в небо. 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ 
 
Виновнику Скниловской трагедии смягчили наказание 
 
Валерия ЧЕПУРКО 
 
Владимир Топонарь отсидел восемь лет, а вместо оставшихся шести пилота ожидают два года исправительных работ. 
 
Киевский апелляционный суд удовлетворил ходатайство Владимира Топонаря и изменил меру наказания. Шесть лет тюрьмы ему заменили на два года исправительных работ. Напомним, Топонаря признали виновным в крушении истребителя Су-27 на львовском аэродроме "Скнилов". Тогда погибли 77 человек, в том числе 28 детей. 
 
Его приговорили к 14 годам заключения, из которых он отсидел восемь лет. Смягчить приговор суд согласился согласно новому УПК. 
 
Два года исправительных работ означают, что вскоре Владимир Топонарь может вернуться домой, устроиться на работу и отчислять государству часть дохода. Это случится после того, как в Кагарлыцкой исправительной колонии, где он отбывает срок, получат решение суда. Прокуратура может подать кассацию на это решение, но в колонии говорят, что это маловероятно.