Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Афганская рулетка: Ставка третья - на зеро. Часть 2

Афганская рулетка: Ставка третья - на зеро. Часть 2
Фото: Афганистан пытался быть социалистическим, потом капиталистическим, но суть страны осталась неизменной. Фото: Александр КОЦ.

Наркобароны против талибов

К 12-му году "борьбы с терроризмом" афганцы окончательно поняли, кто к ним пришел и зачем.  Афганистан, как ни странно, оказался очень дорогой страной для чужеземцев. Деньги уходят со свистом на обеспечение безопасности. Охраняется все что нужно. И что не нужно - в рамках борьбы с безработицей. Нашу гостиницу, например, оберегало отделение автоматчиков. За последние годы на каждый отель в Кабуле хотя бы один раз, но нападали. 

Иностранцы не гуляют по Кабулу по одиночке. Знающие люди рекомендуют ходить по трое - всех в багажник не запихнешь. В последние годы здесь появилось немало желающих заработать на похищениях. Масштаб явления такой, что состоятельные афганцы предпочитают лишний раз не появляться на родине. Откуда деньги в Исламской Республике Афганистан, догадаться несложно. Все обочины дорог в маке-самосеве. То есть масштабы плантаций таковы, что дьявольский цветок спокойно размножается с помощью ветра. И с помощью Запада. Бывший моджахед Саид рассказал нам, что для Афганистана специально была сконструирована мобильная буровая установка. Ее можно притащить в любой укромный уголок, пробурить артезианскую скважину и начать орошать бесплодную землю, чтобы потом посадить на ней мак. Наш собеседник уверен, что именно с этой целью и Запад раздавал афганцам высокотехнологичные устройства. Расчет понятен - слой наркоторговцев не даст прийти к власти талибам, будет сражаться за свой достаток. Драгдилеры еще помнят период власти Талибана, когда урожаи опия-сырца упали практически до нуля. Война радикальных исламистов против наркоторговцев - такого "кладбище империй" еще не видело! Не случайно афганцы пытаются искать опору в прошлом - через тяжелые раздумья или инстинктивно. Психика вытесняет негатив, и эпоха шурави все больше и больше напоминает сказку. А сами афганцы из безжалостных воинов превращаются в обиженных детей.

- Когда здесь был Советский Союз, афганский народ жил хорошо, - вспоминает глава комитета по обороне и территориальной целостности Афганистана Амаюн Халкей. - Как только шурави ушли, бросив 25 миллионов человек на произвол судьбы, страна превратилась в кошмар. Мы не хотели бы повторения. Американцы смогли создать в стране более-менее спокойную обстановку, но война все равно идет. Думаю, после 2014 года обстановка все-таки ухудшится. Запад хочет оставить здесь девять баз, а в бой бросить афганский народ. Чтобы сократить свои потери. Но это породит очередную волну насилия, которая пойдет к границам и Ирана, и Пакистана, и России. Этот регион превратится в ад.

- Какая сейчас у Афганистана главная проблема, где и как помогать?

- У нас основной враг - пустые руки. Мы пока не имеем того оружия, с которым могли бы реально воевать против терроризма. Если мировое сообщество и соседи помогут нам оружием, афганский народ справится сам.

Заграница нам поможет

С самой "помощью мирового сообщества", к слову, тоже не все гладко. Афганистан оказался очень удобным полигоном для западных коррупционеров.

Здесь, например, нет привычной нам бухгалтерии, кассовых аппаратов и налогов. Денежный оборот наличный. Аудит невозможно провести в принципе. И западные миссии, фонды и организации пользуются этим на всю катушку, арендуя джипы для разъездов за 15 тысяч долларов в месяц. При этом на кабульском авторынке такая же новенькая машина стоит всего 25 тысяч. Но это все мелочные развлечения командированных специалистов.

Недавно в США Генеральная инспекция по восстановлению Афганистана опубликовала доклад "Контракты с врагом". Его авторы недвусмысленно намекают на то, что американские налогоплательщики фактически спонсируют террористические группировки в Афганистане. Штаты направляют миллиарды долларов на восстановление инфраструктуры разрушенной страны. Контракты заключаются с госструктурами Афганистана, частными компаниями, в цепочку впаиваются различные подрядчики, субподрядчики... При этом худо-бедно на виду лишь 20 процентов контрактов - это договоры на сумму от 100 тысяч долларов и выше. Оставшиеся 80 процентов - в глубокой афганской тени. "Миллионы долларов могут направляться силам, стремящимся нанести вред американским военным и гражданскому персоналу. И сорвать многомиллиардный процесс восстановительных работ, - говорится в докладе. - С уходом Международных сил содействия безопасности в 2014 году опасность направления средств экстремистским группам повышается". Разлагающийся компост политических элит Афганистана рискует послужить отличным удобрением для нового внутригражданского противостояния.

- Действующая властная верхушка жутко коррумпирована, - соглашается местный политолог Валли Масуд. - Администрация Карзая не смогла перекинуть мостик от правительства к народу, она не сможет успешно развивать Афганистан после 2014 года. То есть будущее страны - это не вопрос силы Талибана, это вопрос слабости Карзая. Из-за нее Талибан выглядит внушительной силой.

- В следующем году у вас ведь еще президентские выборы...

- Это будут первые выборы в Афганистане, которые пройдут без помощи международного сообщества. И без его давления, естественно. Но если к 2014 году различные политические группы не смогут договориться между собой, если не будет создано сильное правительство, тогда маленькая группа (такая как Талибан) может набрать большую силу. И не забывайте, она будет влиять не только на Афганистан, но и на весь регион.

Дремлющий фактор

Советский Союз в свое время сеял в Афганистане разумное и вечное, оставив Афганистану добрую память и русский язык. Даже дети тут могут сказать тебе пару слов на великом и могучем. Язык - это всегда инструмент проникновения в иную среду, нелетальное оружие экспансии. И здесь все это востребовано афганцами, но не используется. Мы беседуем с заведующим кафедрой русского языка Кабульского университета. Он сидел при талибах, его пытали - следы издевательств видны даже спустя десяток лет. Но от русского языка Мир Сахаб Джан Кочай не отказался. Он горько жалуется нам, что сейчас на его кафедре еле-еле умещаются 500 человек, хотя в 2001 году было всего три слушателя.

- А по соседству есть кафедра турецкого языка, - сетует он. - Турция ее со всех сторон обеспечивает - компьютерный класс, научно-культурный центр, двухэтажное здание. У нас же нет ничего. Учебников и тех не хватает. В посольстве нам говорят: "Мы всего лишь представительство государства"...

- На кого сегодня ориентирована молодежь? Нам показалось - на Запад.

Но профессор выдает неожиданное заключение:

- Если бы американцев здесь не было, то вас бы, наверное, до сих пор недолюбливали. Но американцы здесь такого натворили, что теперь о русских говорят, что они гораздо лучше. Они не эксплуатировали людей. Теперь вместо ненависти к вам - любовь. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Виктор КОРГУН, заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН: Никто не позволит экстремистам взять верх

- Думаю, определенное ухудшение обстановки после ухода коалиционных сил из Афганистана произойдет. Пока натовцы не выполнили свою основную задачу - они не ликвидировали источник терроризма или исламского экстремизма, если угодно. Хотя и ослабили. Но потенциал у Талибана, в том числе и военный, пока остается большой. Режим Карзая самостоятельно пока не будет в состоянии противостоять ему так, чтобы лишить его малейших шансов на дальнейшее вхождение в структуры власти Афганистана. Экстремисты, конечно, будут пытаться расширить свое присутствие в провинциях.

При этом все-таки полностью захватить власть талибы не смогут. Никто им этого не позволит - ни Америка, ни НАТО, ни Россия, ни Карзай. Кроме самих талибов, в этом никто не заинтересован. Все будет зависеть от проклевывающихся переговоров с талибами. Пока идут только предварительные контакты, зондирование почвы. Но, думаю, после ухода НАТО начнутся серьезные переговоры по конкретным проблемам.