Напомним, в августе 2011-го 23 наших соотечественника, которые работали по найму в нефтеперерабатывающей компании, задержали по подозрению в пособничестве режиму Муаммара Каддафи. Осенью того же года военный суд Триполи признал их виновными в ремонте военной техники и в том, что якобы они подготовили к бою ракеты класса "земля-воздух", которые планировалось использовать против самолетов НАТО. Приговор был суров - 10 лет лишения свободы. Избежать наказания и вернуться на родину удалось только четверым.
- На решение суда была подана апелляцию. - рассказал "КП" посол Украины в Ливии Николай Нагорный. - Сейчас мы ожидаем созыва заседания высшего военного суда, но есть некоторые технические и внутренние проблемы, которые мешают назначить заседание. Постоянно контактируем с властями Ливии, чтобы решить вопрос о возвращении наших граждан домой. Даже если высший военный суд не оправдает их, между Украиной и Ливией подписано соглашение о передаче осужденных для отбывания наказания на территории родного государства.
Как подчеркнул посол, условия содержания наших соотечественников не такие ужасные, как могли бы быть. Они даже не в тюрьме, их содержат на территории военной бригады департамента по охране границ и стратегических объектов минобороны Ливии.
- У них большая комната с кондиционером и двухъярусными кроватями, - рассказывает посол. - Есть теплая вода. Нормальное питание. По необходимости оказывается медицинская помощь. Вместе с украинцами содержат россиян и белорусов. Конечно, условия тяжелые, не курорт, особенно психологически непросто, поэтому мы стараемся их поддерживать. Накануне Крещения приезжали к ним с представителем Украинской православной церкви отцом Захарием, который посетил Ливию с пасторским визитом. Он привез заключенным письма от родных.
Сотрудники посольства навещают узников раз в неделю. Привозят мобильные телефоны, вещи. Прогнозировать, когда же суд приступит к рассмотрению апелляции, Николай Нагорный не берется. Но страсти вокруг этой истории в Ливии уже улеглись, поэтому есть надежда на оправдание.
- Первый судебный процесс был не только поспешным и заполитизированным, - говорит посол. - Сейчас надеемся на объективное рассмотрение.