Главным виновником случившейся катастрофы называют капитана Франческо Скеттино. Именно он отклонился от фарватера и повел корабль на скалы. Говорят, увлекся разговором с молодой официанткой из Молдавии. В результате 32 человека погибли, суды продолжаются, а обломки лайнера, и по сей день торчащие из воды, стали достопримечательностью острова Джильо, возле которого и случилась катастрофа.
На борту корабля в момент аварии было 35 украинских туристов - из Киева, Крыма, Одессы, Запорожья. Никто из них, к счастью, не погиб.
|
- Это только потому, что корабль затонул возле острова! - считает очевидец тех событий, один из пассажиров лайнера ялтинец Александр Борисов. - Будь он чуть дальше от суши - жертв бы считали сотнями. Сейчас юристы выясняют, что шлюпок и плотов на всех бы не хватило. К тому же непонятно, почему столь дорогой корабль так легко ушел под воду? Наверняка были прорехи еще на стадии проектировки. При этом через пару месяцев после крушения - весной - лайнер признали лучшим в мире по качеству обслуживания! А ведь персонал понятия не имел, как вести себя в экстренной ситуации, офицеры никому не помогали. Когда я узнал о награде, пришел в ужас. Это унижение и издевательство над всеми, кто был в двух шагах от смерти. Нам больше помог простой местный лодочник, вывезший на берег 200 человек, чем весь экипаж "лучшего" лайнера!
БОЛЕЗНИ И КОШМАРЫ
Украинцы вспоминают: когда их перевезли в Рим, усадили в самолет, от счастья все готовы были целовать стюардесс и пилотов. На то, что авиакомпания в спешке не купила обеды, никто даже внимания не обратил! А потом начались болезни и ночные кошмары…
- Я первое время даже боялась взглянуть на море, - рассказала нам одна из туристок - одесситка Лариса Полетаева. - И сейчас не хочу вспоминать те события. Ведь на моих глазах погибали люди…
|
- Для меня трагедия стала толчком уволиться с работы, - говорит Александр Борисов. - Я понял, что хочу пожить для себя. А вот жена сильно переболела. Еще одному из наших сделали операцию на сердце. Он прыгал с борта в воду, сильно испугался, за что расплачивается теперь.
Компенсацию, которую предлагала итальянская сторона - 11 тысяч евро - разумеется, туристы восприняли как издевательство. У некоторых сувениров, вещей и украшений было на 20 тысяч долларов.
- От 11 тысяч мы отказались, - вспоминает Александр Борисов. - Итальянцы просили нас для начала подписать документ, где мы соглашались бы после выплаты этих денег не иметь к ним претензий.
Правда, были и такие, кто деньги взял. А некоторые сразу же… отправились в морское путешествие на другом лайнере.
Сейчас дела украинцев, а также граждан США и Германии представляют американские адвокаты. Но какую именно сумму людям удастся выиграть в суде - пока неясно. Да и не важно.
- Никакие деньги сон и здоровье людям уже не вернут, - считает Александр Борисов.
"ПОЧЕМУ Я НЕ УТОНУЛ? МНЕ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ВСЕГО ТРИ МЕСЯЦА..."
Все пассажиры лайнера с невероятным теплом отзываются о жителях маленького островка Джильо. Люди приносили воду, теплые вещи, еду. Мэр приказал открыть школу, где пострадавшие могли бы согреться - время то зимнее, холодно... Некоторые диалоги очевидцы не могут забыть до сих пор.
- Уже на берегу я слышал разговор двух иностранцев, - вспоминает Александр Борисов. - Один сказал, что потерял в воде самое дорогое, что у него есть, - протезы. А другой ответил, что видел, как утонула молодая девушка. И очень жалел, что не оказался на ее месте - тяжело болен, жить осталось три месяца. И это путешествие должно было стать его последним приятным воспоминанием.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Скеттино надеется, что по его книге снимут фильм
|
С затонувшего лайнера откачали все топливо. Сейчас на месте, где он лежит, укрепляют морское дно, чтобы корабль не сполз глубже. Поднимут его не раньше сентября нынешнего года.
- Определить точные сроки такой масштабной технической операции, аналогов которой еще не было, крайне сложно. Отставания от графика возможны из-за неблагоприятных погодных условий, - заявили представители тосканской администрации.
А вот суд над капитаном Франческо Скеттино уже начался. Скорее всего, процесс будет долгим. Вину свою Скеттино не признает - и находится под домашним арестом. Изучив записи "черных ящиков", эксперты установили, что он и диспетчер кризисного центра управляющей компании Роберто Феррарини знали о катастрофе, но эвакуацию не объявляли. Тянули время - чтобы потом доказать, что помощь не подоспела вовремя, и требовать компенсацию. Как следствие, спасательные работы начались позже, чем необходимо…
Кстати, капитан покинул корабль одним из первых. Скеттино пишет книгу о крушении и обсуждает сценарий будущего фильма. А его бывшая пассия Доминика Чемортан хочет отсудить у владельцев судна рекордную сумму - миллион евро и подала иск.