9 января
Загрузить еще

Павличенко защищают, потому что больше не верят милиции и судам?

Павличенко защищают, потому что больше не верят милиции и судам?
Фото: Фото: УНИАН.

Одно из резонансных дел последних лет - убийство киевского судьи Сергея Зубкова - опять в центре внимания, после марша ультрас "Динамо", закончившегося у стен Лукьяновского СИЗО. Там сейчас ожидают рассмотрения апелляции отец и сын Павличенко, которых районный суд уже признал виновным в убийстве судьи. А по мнению сторонников Дмитрия и Сергея Павличенко, они невиновны, а дело шито белыми нитками. "Мы знаем, как работает наша правоохранительная система", - говорят футбольные фаны. И требуют справедливого суда. 

В основе обвинения, как всегда, явка с повинной

Как уже рассказывала "Комсомолка", приговор отцу и сыну Павличенко вынесли 2 октября. Отличительной деталью процесса было то, что никто из свидетелей - а настоящих убийц видели несколько человек - не опознал в Дмитрии и Сергее тех, кто 21 марта 2011 года напал на судью Зубкова в подъезде его дома на Голосеевской улице.

Дмитрий и Сергей Павличенко сейчас находятся в Лукьяновском СИЗО. Фото: УНИАН и forum.gipsyteam.ru.

Преступники нарядились медиками, чем и усыпили бдительность консьержки. Кроме того, у них была инвалидная коляска. И все же женщина насторожилась. Услышав шум с площадки между этажами, она вызвала лифтеров. Когда они поднялись на этаж, где происходила кровавая расправа, судья был уже мертв, на месте оставался один из киллеров. Он понял, что разоблачен, попытался выстрелить в одного из коммунальных работников, но пистолет дал осечку. Чудом выжившего лифтера признали потерпевшим. Сторона обвинения возлагала на него большие надежды, так как на следствии он якобы опознал в Дмитрии Павличенко стрелявшего человека. Но от явки в суд главный свидетель, он же потерпевший, уклонялся. А когда его вынудили дать показания, не согласился с тем, что Павличенко-старший и киллер - одно и то же лицо. Более того, выяснилось, что опознание на следствии происходило с нарушениями. До этого опознать Павличенко - старшего и младшего - отказались и консьержка, и еще один свидетель.

Судья Зубков скончался от ножевых и огнестрельных ранений на пороге своей квартиры. Но орудия убийства так и не нашли и к материалам дела не приобщили. 

На следствии и суде Павличенко-старший категорически отрицал свою вину. Сын, которого задержали спустя несколько дней, якобы дал признательные показания во время следствия. Но на процессе и этот 19-летний парень отказался от всего, заявив, что на него давили в милиции. Кстати, если бы процесс проходил в соответствии с новым Уголовно-процессуальным кодексом, его "явка с повинной" не имела бы ровно никакого значения. Но суд происходил по старому кодексу, и судья безоговорочно приняла сторону обвинения. 

Сергея Зубкова убили в подъезде собственного дома. Фото: УНИАН. 

Других версий не отрабатывали

Следователи вспомнили историю, в которую попал 47-летний Дмитрий Павличенко за пару месяцев до того, как убили судью. Сергей Зубков вел имущественные споры и нажил себе немало врагов (в Высший совет юстиции на него поступило около 30 жалоб). Именно он своим решением отобрал у Павличенко пристройку к элитному дому в центре Киева, где Дмитрий жил с женой и двумя сыновьями, сдавая свою квартиру под офисы. Пристройку снесли. 

Посчитав это произволом, Дмитрий заявил о своей обиде сначала на пресс-конференции в УНИАН, а потом в открытом письме к президенту, которое выложил в Интернет. 

Когда Зубкова обнаружили мертвым, других кандидатур на роль убийцы не стали искать. Версию о том, что Зубкова убили "под Павличенко", которую выдвигали правозащитники, следствие отмело. 

Болельщики "Динамо" стали поддерживать сына и отца сразу же после задержания (сын был активным участником движения ультрас). Когда начался суд, к киевским ультрас присоединились фанаты из других клубов Украины и даже зарубежных стран. Лозунг "Свободу Павличенко!" неоднократно поднимался во время популярных матчей. Адвокаты Павличенко выражали надежду, что дело развалится или в худшем случае его отправят на доследование. Однако 2 октября прозвучал приговор: Дмитрию Павличенко - пожизненное заключение за убийство судьи и покушение на свидетеля, Сергею Павличенко за соучастие - 13 лет.

Акции будут продолжаться

В воскресенье футбольные фанаты прошли маршем по центру Киева с требованием освободить Павличенко. Фото: УНИАН. 

Со дня приговора на аватарках ультрас киевского "Динамо" в социальных сетях - рисунок в поддержку Павличенко. Движение протеста достигло своей кульминации в минувшее воскресенье, когда по центру столицы до Лукьяновского изолятора прошагали три тысячи болельщиков. И акции будут продолжаться, обещают ультрас.

- Почему мы считаем, что Павличенко невиновны? Потому что знаем нашу судебную систему и систему правосудия и то, как работают наши правоохранительные органы, - говорит руководитель сообщества "Ультрас "Динамо" в "ВКонтакте" Николай Панков. 

Ребята создали сайт theyarenotkillers.com, где призывали людей присоединиться к маршу в преддверии заседания Апелляционного суда.  

- Дмитрий и Сергей до сих пор содержатся в столичном следственном изоляторе, - рассказал "Комсомолке" один из адвокатов Павличенко - Андрей Лапуша. - Через 10 дней после приговора Голосеевского суда мы подали апелляцию, дата рассмотрения еще не назначена. Мы никак не связаны с организаторами марша, но саму акцию поддерживаем, так как она привлечет дополнительное внимание к этому сложному делу. Надеемся, что Апелляционный суд будет более объективным. 

P.S. Невольно вспоминается история Ярослава Мазурка, расстрелявшего охранников в киевском супермаркете. В отличие от Павличенко, доказательства вины которых могут вызывать сомнения, с Мазурком все ясно - есть и видео с камер, и данные криминалистов, да и его самоубийство в общем-то можно расценить как признание вины. А вот общественность, следившая за делом Мазурка все никак не соглашалась с тем, что стрелял простой парень, а не специально подготовленный киллер, что в деле нет тайной подоплеки, может быть, политической, и даже что тело, найденное в Сырецком парке, действительно принадлежит Мазурку. С чего бы это? Не оттого ли, что хладнокровный убийца вызывает сегодня больше симпатий, чем правоохранительная и судебная системы, вместе взятые? Не оттого ли, что как раз в последние годы стало известно о целом ряде случаев осуждения невиновных? Или что приговоры в некоторых резонансных делах и сегодня выносятся не по закону и точно уж не по совести? Дело Павличенко в этом смысле - следующий тревожный звоночек. Вне зависимости от того, виновны отец и сын или нет…