Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Кто ответит за трагедию на аэродроме в Бородянке?

Кто ответит за трагедию на аэродроме в Бородянке?
Фото: После авиакатастрофы прошло 6 месяцев, но виновных все еще не назвали. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

С момента авиакатастрофы возле аэропорта "Бородянка" под Киевом прошло 6 месяцев. Родственники погибших парашютистов все еще оплакивают сыновей, мужей и отцов, отказываясь верить, что родные домой больше не придут. Пострадавшие по-прежнему залечивают раны, пытаясь вернуться к привычной жизни. А прокуратура заканчивает расследование и уже готова передать это резонансное дело в суд.

"РАБОТАЕМ КАК ОБЫЧНО"

За ходом расследования - пожалуй, одной из самых резонансных катастроф в столичной области - "КП" начала следить еще полгода назад. Напомним, в номере за 11 июня  "Комсомолка" сообщала о том, как самолет Л-410УВП, принадлежащий Украинской школе пилотов, поднялся в воздух, чтобы выбросить с 4-километровой высоты команду парашютистов. Вскоре внезапно налетевшая буря вынудила пилотов идти на срочную посадку, но, несмотря на рекомендации диспетчера уходить на запасной аэродром, летчики решили приземлить машину на размытую полосу в Бородянке. Результат трагичен. Самолет попал в эпицентр бури и рухнул на землю.

Спустя несколько месяцев Госавиаслужба Украины обнародовала свое расследование. По мнению специалистов, катастрофа случилась из-за резкого порыва ветра, плохой организации полетов на аэродроме, а также из-за перегрузки самолета. "КП" отправилась на место аварии, чтобы разузнать, как живет аэродром после трагедии.

…Пятница. Утро. Аэропорт "Бородянка". На взлетную полосу выруливает самолет. Через минуту машина стремительно взмывает в воздух, чтобы доставить на высоту очередную партию парашютистов. По аэродрому разгуливают люди в штатском. Интересуемся, что тут поменялось после трагедии.

- Это был несчастный случай, а журналисты раздули, - уверяет незнакомец. - Работу не прекращали. Самолеты взлетают, парашютисты прыгают. Все нормально.

- А виновных в аварии нашли?- интересуемся у мужчины.

- Никто не виноват, - удивляется собеседник. - Мы дали показания, теперь работаем в обычном режиме.

"НУЖНО БЫЛО ПОКИНУТЬ САМОЛЕТ, НО МЫ СПЕШИЛИ"

Сразу после катастрофы в прессе звучали разные версии. Кто-то говорил об ошибке пилотов, халатности работников аэропорта, неисправности самолета и даже теракте. Но комиссия Государственной авиационной службы Украины поставила все на свои места. В заключении сказано: самолет поднялся в воздух с перегрузом, а аэропорт не имел специального оборудования, которое определяет погоду.

Насколько критично пилоты перегрузили самолет и могло ли это стать причиной аварии? 

Мы разыскали одного из парашютистов злосчастного авиарейса. Алексей Гребцов, за плечами которого сотни прыжков, рассказал, что за места в том самолете пришлось чуть ли не бороться.

- В самолет я заходил последним, - говорит Алексей. - Можете себе представить - на полу уже сидели двое наших. А еще двое, которых я даже не знал, стояли в проходе, как в троллейбусе. Я был в шоке и тут же поднял скандал. Ругались даже матом. Но эти люди стали показывать корочки пилотов, что-то объяснять. Сейчас я понимаю, нужно было покинуть самолет и не лететь. Но мы спешили, надвигалась гроза. Возле аэропорта уже висела черная туча. Решили взлетать.

По словам  Алексея, в самолете был явный перегруз. Машина Л-410 УВП на такое количество пассажиров не рассчитана.

- Можно перегрузить по весу, а можно по количеству пассажирских мест, - говорит Алексей. - Так вот, на борту людей было значительно больше. Сегодня работники аэропорта и пилоты рассказывают, мол, не знали они о перегрузе. Но это бред. Единственное оправдание пилотам, что такое было впервые. Я прыгаю много лет и такого не припомню.

По мнению Алексея Гребцова, виновны в ситуации как пилоты, так и работники аэропорта.

- Я думаю, 60% вины лежит на пилотах, 40% - на работниках аэродрома, - продолжает Алексей. - Мы не должны были взлетать с таким перегрузом. Я не говорю, что мы упали из-за этих двух человек. Но на борту были лишние, и это факт.

"САДИТЬСЯ В ЖУЛЯНАХ ДОРОГО"

Как персонал аэропорта мог дать разрешение на взлет в грозу и почему экипаж не увел самолет на запасной аэродром? 

Ответы на эти вопросы теперь должен дать суд. "КП" встретилась с человеком, который в день аварии работал в аэропорту "Бородянка". Мужчина назвался Николаем, но фамилию говорить отказался. По мнению нашего собеседника, пилоты не послушались советов диспетчера по одной причине - посадка в другом аэропорту - в Гостомеле или в Жулянах - слишком дорогая. 

- Приземлись они в Жулянах, пришлось бы "отстегнуть" пару тысяч долларов за услуги аэропорта, - говорит Николай. - Кроме того, администрация аэропорта выявила бы факт перегруза. Объясняй потом, почему в салоне лишние.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, мы связались с командиром экипажа Геннадием Богатюком. К сожалению, пилот с нами говорить отказался. 

- Кто вы такой, чтобы спрашивать у меня подробности? - огрызнулся Геннадий. - Буду разговаривать только с милицией.

Как выяснилось, упавший  самолет принадлежит не Украинской школе пилотов, как сообщалось ранее, а парашютному клубу "Скай-Денс".  

Директор компании "Скай-Дэнс" не отрицает факт, что на борту были лишние люди, но считает, что это не могло стать причиной катастрофы. 

- Мы вложили в эту машину денег больше, чем она стоит, - говорит Стелла Владимировна. - Самолет работал безупречно, никакого перегруза в нем не было. Был даже запас в 70 кг. Мы это будем доказывать в суде. Несомненно, было превышение количества людей, но это не перегруз. Произошло трагическое совпадение. Погода резко ухудшилась. Но такие форс-мажоры не смог бы предсказать даже аэропорт "Борисполь". 

Однако комиссия Госавиаслужбы, расследовавшая авиакатастрофу, сделала совсем иные выводы. 

ОФИЦИАЛЬНО

В прокуратуре Киевской области "Комсомолке" подтвердили, что расследование катастрофы закончится со дня на день. После чего все бумаги уйдут в суд. Кто будет отвечать за смерть парашютистов, в прокуратуре пока говорить не хотят, ссылаясь на тайну следствия. Но из своих источников "КП" удалось узнать, что речь идет о руководителе полетами, директоре аэропорта и командире экипажа. Возможно, на скамью подсудимых сядет кто-то их них. Не исключено, что обвинение предъявят всем троим. Об этом станет известно уже в ближайшее время.