Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Эхо днепропетровских взрывов: Студенты потратили компенсации на учебу, а работник "Укрпочты" ждет протез руки

Эхо днепропетровских взрывов: Студенты потратили компенсации на учебу, а работник
Фото: Сразу после взрыва центр города оцепили военные, приехала спецтехника, в том числе БТРы. Фото: из архива «КП».

Уже полгода прошло с тех пор, как в Днепропетровске средь бела дня взорвались 4 бетонные урны. Осколки изранили десятки горожан, многие до сих борются со страхами. В четверг, 8 ноября, в Индустриальном суде Днепропетровска пройдут предварительные слушания по этому делу. На скамье подсудимых - четверо подозреваемых. Виктору Сукачеву (работал на кафедре ДНУ) и Виталию Федоряку (чем он занимался, толком неизвестно) грозит пожизненное - прокуратура считает их организаторами 3 покушений и 8 терактов в Днепропетровске, Харькове, Запорожье и Донецке. А частных предпринимателей Льва Просвирина и Дмитрия Реву называют пособниками. 

Этого суда ждет вся страна, но особенно те, кто оказался в эпицентре взрывов. Пострадавшими от теракта 27 апреля признаны более 30 днепропетровцев. 

Эксперты тогда проверили едва ли не каждую урну на наличие взрывчатки. Фото: из архива "КП". 

"РАНЬШЕ ПОКОРЯЛ ГОРЫ, А СЕЙЧАС ПУГОВИЦУ ЗАСТЕГНУТЬ НЕ МОГУ"

Самые тяжелые травмы получил работник "Укрпочты" 63-летний Валерий Рудковский. Во время третьего взрыва мужчина прикрыл собой жену, она осталась цела и невредима, а Валерию оторвало левую руку.  

- К счастью, любимой работы меня не лишили. Но образ жизни, конечно, очень поменялся, - вздыхает Рудковский. - Раньше каждое лето ходил в походы по горному Крыму, зимой в Карпатах на лыжах катался, дома и на даче все своими руками делал… Для родных был опорой, а теперь вся нагрузка на них легла. Особенно жене хлопот добавилось, ведь даже пуговицу застегнуть для меня - проблема. 

Но все же Валерий не унывает: свободное время посвящает домашним делам и чтению, летом даже вылазку в крымские горы совершил, а о взрывах уже и забыл. 

Рудковскому назначили 360 тысяч гривен компенсации, из которых 160 тысяч - на приобретение протеза. Он даже ездил в киевскую мастерскую, где проверяли, сможет ли он управлять искусственной рукой. 

Валерий Рудковский надеется, что уже к новому году будет с протезом. Фото: автор. 

- Условия мастеров таковы: сначала - деньги, а через месяц - рука. Так как власти обещали все затраты взять на себя, я жду, пока они решат финансовый вопрос, - поясняет Валерий. - Надеюсь, к зиме уже буду с протезом. 

- 27 апреля вы всех покорили своим мужеством. 

- Я "избалован" экстримом - всю жизнь увлекаюсь горным туризмом, попадал в ситуации, где мог в считаные минуты распрощаться с жизнью. А бояться повторных взрывов или чего-либо подобного - так и жить не надо. Это мой город, я спокойно хожу по улицам, не оглядываюсь, не прячусь и другим не советую!

- На суд пойдете?

- Да. Я ведь как свидетель прохожу по делу. Уверен: задержаны те, кто виноват, не подставные люди, и хочу, чтобы им дали такие сроки, дольше которых в тюрьмах не живут. Очень уж громкое это дело, чтобы кто-либо решился на фальсификации. Кроме того, следователь мне лично сказал: мол, даже если задержанные в суде откажутся от своих показаний, им все равно не отвертеться - доказательств собрано более чем достаточно. Но сам я дело не читал. Летом предлагали, но я как увидел эти талмуды (77 томов. - Прим. авт.), решил не тратить на них свою жизнь. Да и без юридической подготовки я мало что там пойму. 

ОТДЫХ В "АРТЕКЕ" НЕ ИЗБАВИЛ ОТ УРНОФОБИИ 

Один из взрывов прогремел возле фонтана напротив кинотеатра "Родина", осколки урн задели десятерых молодых людей. Все они - студенты Днепропетровского монтажного техникума. В тот момент у них была большая перемена, и ребята вышли на улицу насладиться солнечной погодой и поесть горячих пирожков. 

- Я цела и невредима, как видите, но до сих пор перед глазами та жуткая картина: взрыв, паника, окровавленные парни и девушки бегут к техникуму... Так что психологическая травма осталась, - рассказывает Аня Олейник. - До сих пор пугаюсь громких неожиданные хлопков. 

А вот у ее одногруппницы Насти Стрелец другие страхи. Девушка боится большого скопления людей, так как считает, что бомбы в урнах были именно оружием массового поражения, а потому в толпе риск попасть под прицел очень велик. Да и мусор теперь выбрасывает с осторожностью:

- Это прямо урнофобия какая-то! Я все время на них оглядываюсь с опаской, а прежде чем что-то выбросить, присматриваюсь, нет ли там чего-то подозрительного. Хорошо, что сейчас в городе поставили прозрачные мусорники. 

Компенсации, признались ребята, они потратили на учебу - все ведь контрактники. В зависимости от степени тяжести травм пострадавшим выплатили от 20 тысяч гривен до 150 тысяч. А еще съездили в "Артек" по бесплатным путевкам. 

К КАРИНЕ ВЕРНУЛСЯ ПАПА 

Студенты чуть ли не в один голос говорят, что после взрывов в их жизни произошло много хорошего. Яне Козловской осколки урны изранили все лицо, поэтому после лечения врачи запретили девушке долго находиться на солнце. Вместо путевки в "Артек" получила семейную путевку в пансионат. А один из депутатов горсовета оплатил ей учебу на два года вперед.

Яна (слева) и Настя сейчас вспоминают о том, как все суетились и паниковали, с улыбкой. Фото: автор. 

- А у меня "появился" папа, - улыбается Карина Мтихотрян. - Так сложилось, что он не живет с нами, я видела его раз в несколько лет. А после взрывов он позвонил, приехал ко мне... 

- После взрывов я стал больше ценить жизнь, - присоединяется к нашему разговору Виктор Ивашутин. - При этом чувствую, как меня переполняет храбрость, даже решил заняться экстремальным велоспортом - даунхиллом. 

Назара Сиряченко с контрактной формы обучения перевели на бюджетную. 

- Со взрывами это никак не связано, - говорит директор техникума Вероника Ватагина. - Просто у Назара большая тяга к учебе. Несмотря на пережитый стресс 27 апреля, он очень хорошо сдал сессию. Поэтому когда у нас появилось бюджетное место, мы отдали его Назару. Он это заслужил. 

ИЗ-ЗА ШРАМОВ НА НОГАХ ПОПРОЩАЛАСЬ С КАРЬЕРОЙ 

Читать материалы дела никто из ребят и их родителей не захотел. Да и на суд почти никто не собирается: мол, зачем бередить душу воспоминаниями. 

Настя Лыпий зла на террористов за то, что они испортили ей будущее модели. Фото: автор. 

- А я пойду, - решительно настроена Настя Лыпий. - Хочу посмотреть этим людям в глаза и, если будет возможность, рассказать, как они разрушили мою мечту. 

До взрывов Настя занималась в модельном агентстве и мечтала стать звездой подиумов. Однако осколки оставили глубокие шрамы на ее ногах и руках, девушку теперь приглашают только на показы спортивной одежды или длинных платьев. 

- На кастингах перед показами смотрят на мои ноги и отказывают, - сетует Настя. - Но я не собираюсь теперь всю жизнь ходить в брюках - ношу и шорты, и мини-юбки… Хотя нередко слышу шушуканье за спиной: мол, кто это ее побил или покусал. Очень обидно. А еще летом в лагере испугалась громкого хлопка и у меня началась истерика. Но сейчас все уже нормально.