Три года лишения свободы с отсрочкой на два года за "посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины" - таково решение Высшего специализированного суда Украины. Вернее, он оставил без изменений приговор предыдущей инстанции - Апелляционного суда Закарпатской области.
- В октябре 2008 года во время проведения второго Европейского конгресса подкарпатских русинов Дмитрий Сидор призывал людей нарушить Конституцию: изменить пределы территории и государственной границы страны, - говорят в СБУ Закарпатской области. - По этому факту и было возбуждено уголовное дело.
На скамью подсудимых Дмитрия Сидора привели слова о необходимости отделить Закарпатскую область, а живущих там русинов признать отдельной нацией со своим языком. Эти призывы возмутили патриотов и националистов, которые и добились наказания для священника.
Противостояние между подкарпатскими русинами и сознательными украинцами длится уже много лет, а отец Дмитрий Сидор - известный в Закарпатской области радикальный русин.
- Многие местные жители считают себя русинами, а не украинцами, а свой язык называют "русинской бесидой", - рассказал "Комсомолке" ужгородский журналист Константин Черкай. - Идея русинского движения состоит в том, чтобы на государственном уровне признали русинский язык и нацию, а сами русины получили статус национального меньшинства.
Сам же отец Дмитрий среди русинов известный и уважаемый человек: у него большой приход, он много сделал для церкви. Например, при его участии построили самый большой православный собор в Западной Украине.
С приговором суда батюшка категорически не согласен:
- У меня даже мыслей не было об отделении Закарпатья от Украины - это полнейшая фальсификация! На том конгрессе я прочитал половину текста резолюции, и там не было даже намека на призыв к изменению границ государства - только требование признать русинскую национальность и автономность Закарпатской области в составе Украины. До 1945 года это было полноценное государство - Закарпатская Русь. Только потом она стала Закарпатской Украиной, а после Закарпатской областью. Прямых призывов насчет границ в моей речи не нашли, но обнаружили косвенные. Потому судебная эпопея и растянулась на три года.
Сейчас отец Дмитрий продолжает служить в своей церкви. Но намерен добиться справедливости в Страсбургском суде.