В Оболонском суде Киева рассматривается довольно редкое по нашим временам дело. К уголовной ответственности привлечена нотариус, которую обвинили в мошенничестве. Как правило, представителям этой профессии подобных проблем удается избежать. Хотя нотариусы часто бывают замешаны в преступных схемах. "Комсомолка" попыталась разобраться почему.
ИСПОЛЬЗОВАЛА ДОКУМЕНТЫ КЛИЕНТОВ, ЧТОБЫ БРАТЬ В ДОЛГ
На YouTube до сих пор можно найти ролик Инны К. (имя до приговора изменено), в котором она рекламирует безупречность услуг своей нотариальной конторы. Однако сама юрист сейчас находится в следственном изоляторе столичной Лукьяновки. По уголовному делу проходят шестеро потерпевших, общая сумма убытков насчитывает 5,5 миллиона гривен. По данным следствия, нотариус манипулировала документами, которые оказывались в ее руках. Оформляя в собственность посетителей земельные участки в Киевской области, Инна на нотариальных бланках готовила такие же документы на себя любимую, заверяя их недействительной к тому времени печатью коллеги.
Представляться землевладелицей женщине необходимо было, чтобы смело просить в долг. Состоятельных клиентов в нотариальной конторе хватало, а обаятельная блондинка умела легко заводить знакомства. Фиктивные документы на землю бизнесмены воспринимали как чистой воды залог, а репутация юриста служила для них своеобразным гарантом честности.
Взяв незначительную сумму под 10 процентов, Инна возвращала ее в срок, так повторялось несколько раз, пока размеры долга не достигли десятков тысяч гривен. Дальше наступала тишина. Когда в милицию стали поступать заявления от кредиторов, оказалось, что все баснословные суммы ушли на ветер - на косметические салоны, престижные наряды, дорогие рестораны и взятые напрокат шикарные автомобили. Инна даже не выплатила кредит за свою квартиру. Ее посадили, маленький сын и больные родители остались без кормилицы.
- Уголовное дело было возбуждено по ч. 4-й статьи 190 Уголовного кодекса "Мошенничество в особо крупных размерах". Подсудимой грозит до 12 лет лишения свободы, - рассказал "Комсомолке" заместитель прокурора Оболонского района Киева Андрей Голуб. - Но все же это не обычное мошенничество. Обманывая клиентов, Инна использовала именно те возможности, которые давал ей профессиональный статус, нарушая не только Уголовный кодекс, но и Закон "О нотариате".
|
НЕ ОБЯЗАНЫ ПРОВЕРЯТЬ ПАСПОРТА
Дело Инны К., когда к уголовной ответственности привлекается нотариус, из ряда редких в уголовной практике. А все потому, что любительница красивой жизни старалась для себя и лично обманывала пострадавших. Но в тех случаях, где речь идет о сговоре группы лиц, нотариусам, как правило, удается выходить сухими из воды.
Представители этой профессии причастны к оформлению всех документов, которые играют важную роль в человеческой судьбе. Они заверяют доверенности на распоряжение имуществом, документы на отчуждение недвижимости и земельных участков, заверяют договоры купли-продажи, договоры пожизненного содержания, завещания, дарственные и много других таких же важных бумаг… Их копии остаются у нотариуса. Где и когда они могут всплыть, вы даже не догадаетесь, пока не окажетесь перед фактом, что вас жестоко обманули.
"Комсомолка" рассказывала историю, как в 2008 году семья киевлян Веры и Бориса Шиян сдала в аренду квартиру в центре столицы, а потом выяснилось, что она продана. Чтобы подделать договор, дама-нотариус, у которой в 2003 году супруги удостоверяли покупку жилья, просто выудила копии документов из своего архива. А ее коллега заверила договор купли-продажи от имени Бориса Шияна по поддельной подписи и украденному у него паспорту, который к тому времени уже полгода как был недействительным.
Все экспертизы указали на откровенное мошенничество, но уголовное дело возбуждено только по факту, и две дамы от нотариата проходят по нему исключительно как свидетели. А Вера Шиян, ставшая вдовой (больное сердце супруга не выдержало стресса), несколько лет судится, пытаясь вернуть жилье.
- Любой документ, который удостоверяет нотариус, даже если он нарушает правила закона и справедливости, будет действительным, пока его не аннулирует суд, - говорит адвокат Валерий Поповский. - Что касается паспортов, которые фигурируют в мошеннических сделках, то нотариус не обязан проверять их подлинность, нигде такое правило не записано. Добросовестные нотариусы, как правило, заключают договоры с милицией, чтобы сверять документы по базе. Недобросовестные, которых используют мошенники, всегда имеют в запасе оговорку: ошибся, обознался, считал, что у меня в руках подлинник.
|
СПАСАЛА ЛАЗЕЙКА В УК
В Законе "О нотариате" есть текст присяги, которую обязаны произносить все, кто получает удостоверение на право занятия нотариальной деятельностью. Если бы клятвы придерживались, многих видов преступлений просто не могло бы быть. В первую очередь - черного риелторства, которое стало развиваться бешеными темпами после того, как вступил в силу Закон о приватизации государственного жилья. Все сделки, при которых люди теряли квартиры, а зачастую и жизнь, регистрировались нотариусами. За это их тоже стали называть черными, хотя работали эти люди легально - и не только в частных, но и государственных конторах.
В Оболонском районе Киева до сих пор помнят государственного нотариуса Г., которая с конца 90-х до 2007 года работала на группировку, отнимавшую квартиры у незащищенных в силу разных обстоятельств людей. Мошенники действовали по генеральным доверенностям, которые дама заверяла с завидной регулярностью. Эпизодов набралось до трех десятков, против нотариуса несколько раз даже возбуждали уголовные дела, но суд их потом закрывал.
С помощью нотариусов персонал психлечебниц переписывал на себя квартиры больных, составлялись без ведома родственников завещания и дарственные…
В лихие 90-е, когда начался грандиозный передел сфер влияния, каждая уважающая себя банда имела при себе человека, который удостоверял печатью договоры по передаче бизнеса из рук в руки хоть в офисе, хоть в лесу на пеньке, если туда привозили для устрашения жертву. В уголовном праве существовала лазейка, через которую нотариусы просачивались как сквозь сито.
- Иногда нотариусам пытались вменить либо злоупотребление служебным положением, либо халатность. Но эти статьи согласно УК распространялись на должностных лиц, а суды отказывались признавать нотариусов таковыми, - говорит Валерий Поповский. - В свое оправдание нотариусы обычно выдвигают такие доводы: заверяя договор или дарственную, они не предполагали негативных последствий, не являются экспертами в определении фальшивых документов и подписей.
ХОРОШИХ КЛИЕНТОВ НА ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ
Изменения в Уголовный кодекс, позволившие привлекать нотариусов за коррупцию наравне с чиновниками, вступили в действие только в апреле прошлого года. Но и это, похоже, не исправило ситуацию. В сентябре прошлого года из столичной квартиры на улице Белорусской был вывезен и умер при загадочных обстоятельствах 74-летний Серго Маглеваный. Хватившись отца, дочь с ужасом узнала, что перед смертью он подписал договор пожизненного содержания с правом наследования квартиры с совершенно чужой женщиной. Документ был заверен нотариально, хотя пенсионер, много лет стоявший на психиатрическом учете, давно без родных из квартиры не выходил. Дело до сих пор расследуется по факту, нотариус как обычно проходит свидетелем и благополучно работает.
В милиции сетуют, что привлечь нотариуса - у них руки коротки. Закон защищает нотариальную тайну, обыск и выемку документов можно проводить только после возбуждения уголовного дела, а какие найти для этого основания? Правозащитник Татьяна Яблонская считает, что в этом есть доля лукавства:
- Очень часто к схемам, где печать нотариуса играет решающую роль, так или иначе причастны сотрудники правоохранительных органов, поэтому не в их интересах докапываться до истины.
Столичный адвокат Анна Боряк, которая ведет дело семьи Маглеваного, смотрит на проблему еще шире:
- То, что делают нотариусы вопреки закону, выгодно государству. Перераспределение собственности невозможно без их участия, потому что самый простой способ отобрать у человека или группы людей что-то - это подделать подпись или документ.
По мнению президента Института правовой политики и экс-министра юстиции Николая Онищука, злоупотребления в нотариальной сфере могут быть продиктованы и перенасыщенностью рынка.
- Получить право на занятие нотариальной деятельностью нелегко. Для этого надо пройти сложный путь и сдать сложный экзамен. Но сегодня доступ к этой профессии получили значительно больше людей, чем это реально требуется. Многие не имеют постоянной клиентуры, а значит, и дохода, не дорожат своим именем, поэтому хватаются за любую сомнительную сделку, чтобы получить крупный одноразовый заработок, - говорит Николай Онищук. - Но хочу подчеркнуть, что недобросовестные люди есть в любой профессии. Сегодня в Украине работают очень много честных нотариусов. Если сделать их зависимыми от какой-либо структуры, уровень коррупции только возрастет.
В защиту нотариусов выступает и адвокат Вадим Попович, который несколько лет проработал в этой сфере:
- Как любой человек, нотариус может сделать что-то умышленно или просто ошибиться. И так же, как любого, его можно обмануть или подставить. Несколько лет назад я выдал доверенность на распоряжение имуществом от имени матери на дочь. Это происходило в присутствии обеих. После продажи квартиры в семье произошел разлад, сделку хотят представить недействительной и заявляют, что доверенность была выдана без ведома старшей из женщин. Чтобы избежать таких ситуаций, а заодно и поставить хоть какой-то барьер для умышленных нарушений, необходимо, чтобы доверитель либо участники сделки своей рукой писали: документ с моих слов записан правильно и соответствует моей воле.
ОФИЦИАЛЬНО
Сегодня в Украине работают 1390 государственных нотариусов и 5665 частных.
За последние четыре года Минюст выдал 2229 новых удостоверений на право заниматься нотариальной деятельностью. В то же самое время за различные нарушения было аннулировано всего 28 свидетельств.
По данным пресс-службы Министерства юстиции, в среднем в течение месяца поступает от 30 до 35 жалоб на действия частных и государственных нотариусов.
В ТЕМУ
С января получат больше прав
С 1 января 2013 года заканчивается эпоха Бюро технической инвентаризации. Нотариусы - как государственные, так и частные - будут не только удостоверять сделки, но и регистрировать право собственности на квартиру. Они сами будут вносить записи в Реестр имущественных прав на недвижимое имущество. Причем регистрация права собственности на жилье будет проходить одновременно с удостоверением сделки и выдачей документов. Это, несомненно, облегчит процедуру покупки-продажи квартир, люди будут избавлены от необходимости по нескольку раз выстаивать в очередях перед дверями БТИ. В то же время юристы высказывают сомнения.
- Практика, когда нотариусы непосредственно вносят записи в Реестр, существует во многих европейских странах, - говорит президент Института правовой политики Николай Онищук. - Но у нас, к сожалению, иная правовая культура, в том числе в нотариальной сфере. Поэтому исключать возможность недобросовестного использования Реестра нельзя. Советую при выборе нотариуса собрать о нем справки, рекомендации, обратить внимание на то, как оформлен офис, есть ли все необходимые документы.