Кого на самом деле боятся одесские террористы?
Чеченца Адама Осмаева СБУ задержала в феврале нынешнего года Фото Думская.НЕТ.
Экстрадицию в Россию Адама Осмаева, которого подозревают в подготовке покушения на президента РФ Владимира Путина и на главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова, отложили. По требованию Европейского суда
Юридическая хитрость сработала
То, что, казалось бы, простая процедура передачи опасного преступника от одних силовиков другим забуксует, стало ясно еще 14 августа. В тот день Апелляционный суд Одесской области постановил: решение об экстрадиции Адама Осмаева в Россию считать законным, а жалобу задержанного отклонить. Сам Осмаев и его защита, как известно, всеми силами добиваются, чтобы "одесского террориста" судили в Украине. Не зря ведь и его гражданская жена Амина Окуева от имени Адама отказалась от услуг адвоката. Эта хорошо известная толковым юристам хитрость сработала.
- То обстоятельство, что важное для человека решение принималось без его участия и без представителей защиты, дало нам возможность оспорить решение Апелляционного суда в Европейском суде по правам человека, - говорит правозащитник Валерий Кочетов. - Европейцы к таким делам очень трепетно относятся. Иначе повлиять на исход дела невозможно - решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Генеральная прокуратура Украины уже передала в Европейский суд весь перечень затребованых документов и со дня на день ожидает решения. Пока же Осмаеву присвоен статус лица, обжаловавшего решение местного суда.
Подельники не простят "сотрудничества со следствием"
Так почему же Осмаев так боится экстрадиции в Россию? Настолько, что молчавшая все эти месяцы супруга решила выйти из тени. Пусть сидит, сколько дадут, говорит, но только в Украине. Сама Амина на этот вопрос отвечает громкими, хорошо заученными словами про режим, личную неприязнь Путина и ФСБ. Дескать, там спят и видят ее Адама в пыточной камере, а потом непременно убьют.
- Это хорошо известный трюк, когда засвеченный информатор публично обвиняет спецслужбы в намерении убить его, - поясняет знакомый с материалами дела источник в правоохранительных органах. - Этим самым он надеется получить от них защиту. Ведь если с ним действительно что-то случится, все вспомнят его предупреждения и проведут параллели. Осмаев прекрасно знает, как его друзья обходятся с теми, кто, предав их идеи, начинает сотрудничать со следствием. Потому и боится садиться за решетку именно в России - осужденных подручных того же Доку Умарова в тамошних тюрьмах немало.
Тот удар, который он нанес своим бывшим товарищам, сложно переоценить, говорят в следствии. Ведь он же не был пешкой, рядовым бойцом. Адам Осмаев - одна из ключевых фигур террористического подполья. Один из его финансовых узлов. Через него - некогда респектабельного британского бизнесмена - отмывались грязные деньги, велось финансирование функционирующих на территории РФ бандформирований. Оплачивались расходы нескольких организаций, занимающихся вербовкой новобранцев. Узнали об этом совершенно случайно - в ноябре 2009-го, когда российские оперативники взяли с поличным бухгалтера бандитов Айну Сидгалиеву и ее сообщника Бекмагомеда Сайгатова. Те как раз получали очередной транш из-за границы.
- Сидгалиева попыталась подорвать себя, но была спасена, - говорит наш собеседник. - Собственно через нее был прослежен путь средств, на одном из конов запутанного клубка и был Адам Осмаев. К тому времени он уже находился в розыске за попытку совершения покушения на Рамзана Кадырова.
Убежища пока не дал никто
Попав в руки к украинским спецслужбам, Осмаев рассказал все, что знал, а знал он немало. Силовики об этом, конечно же, не говорят, но после того дня, когда Осмаев начал "сотрудничать со следствием", по стране прокатилась волна обысков и арестов. В Одессе, в частности, оперативники нагрянули в офис к общественной организации "Прямой путь", где помимо литературы экстремистского толка была найдена взрывчатка.
- Можно, конечно допустить, что Осмаев просто рассчитывает получить вдвое меньший срок за те преступления, в которых сознается, - продолжает наш источник. - Украинские законы к таким людям менее суровы, нежели российские. Но я в это верю мало.
На днях Украина официально отказала Адаму Осмаеву в предоставлении убежища. Его защита говорит: незаконно. И обращается с аналогичной просьбой в посольство Грузии. Если откажут и там - то попросятся в Финляндию. Зато эмиграционная служба Российской Федерации уверяет, что человек с такой фамилией и именем к ним вообще не обращался: мол, он зарегистрирован и прописан в Москве.