23 ноября
Загрузить еще

Украинцы в Иране: "Нас спасла овчарка Руфус, которую мы привезли из Одессы"

Украинцы в Иране:
Фото: Аня с мужем уже подумывают о возвращении в Украину. Фото из личного архива Анны Супрун.

Десятки разрушенных домов, счет жертв идет на сотни, пострадавших - на тысячи, без крова над головой остались десятки тысяч человек. Все это результаты страшного землетрясения, которое произошло в субботу вечером на северо-западе Ирана. Согласно данным сейсмологов, эпицентр находился в 60 км от города Тебриза, очаг располагался на глубине 10 км. Точных данных о количестве жертв пока нет. Но уже ясно: погибло по меньшей мере 350 человек. Спасательная операция, в которой участвуют более 9 тысяч военных, продолжается. 

По данным нашего МИД, украинских граждан среди пострадавших пока нет. "КП" удалось разыскать украинку, которая оказалась в самом эпицентре трагедии. Выжить девушка смогла только чудом.

КАЗАЛОСЬ, НАЧАЛАСЬ ВОЙНА 

- В день трагедии я с мужем Бехрамом была дома, все было как обычно, по новостям говорили только о надвигающейся буре, - вспоминает страшный вечер одесситка Аня Бахтияр, которая два года назад вышла замуж за гражданина Ирана и уехала к супругу в город Харрис. - Когда мы уже собирались ложиться спать, заметили, что наш пес по кличке Руфус, которого Бехрам подарил мне еще в Одессе, как-то странно себя ведет. Он начал носиться по всему дому, скулил и даже выл - я за ним такого никогда не замечала. Мы решили, его нужно выгулять перед сном… Как оказалось, это и спасло нам жизнь. 

По словам Ани, когда они вышли во двор, почувствовали, что земля слегка затряслась, как будто вблизи проехал грузовик. Затем последовал более четкий толчок. Аня особого внимания на это не обратила, ведь в Иране небольшие землетрясения - обычное дело. Но уже спустя пару минут улицы города Харрис охватил настоящий хаос. 

- Я почувствовала, как каменная дорожка ударила мне в ноги, - вспоминает Аня. - Еще один удар - и мы вместе с Бехрамом упали на землю. Не знаю, что было бы дальше, но Руфус начал тянуть поводок с такой силой, что мне пришлось подскочить и броситься за ним. Когда добежали до парка, земля ушла из-под ног, на улице раздались несколько взрывов. Казалось, где-то рядом упала бомба... Все вокруг было в пыли и дыму, повсюду кричали люди и плакали дети. Как будто началась война. Прямо на наших глазах рухнул соседский домик, который погреб под собой целую семью… 

Иранцы пока боятся заходить в свои уцелевшие дома и живут в палатках. Ведь сейсмологи обещают новые толчки. Фото Gettyimages.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВОЗМОЖНЫ ПОВТОРНЫЕ ТОЛЧКИ 

Многие жилые дома в Иране делают из глины, поэтому уже при первом толчке эти жилища сложились как карточные домики. Строения из камня выстояли, но дали сильные трещины. По словам Ани, когда они с супругом вернулись домой, пришли в ужас: в спальне, прямо возле кровати, упало деревянное перекрытие, а в стенах образовались две щели размером с ладонь. 

- Если бы Руфус нас не вывел из дома, мы бы погибли, ведь как раз собирались идти спать, - с дрожью в голосе говорит Анна. 

Сейчас город Харрис, где проживают по меньшей мере два десятка украинцев, похож на место бомбардировок. Разрушены дома и больницы, спасатели продолжают доставать тела из-под завалов. Люди боятся заходить в свои дома, ведь власти сообщили, что в ближайшие два дня возможны повторные толчки. Пока ситуация не стабилизируется, иранцы живут в палатках. 

- Наш город теперь похож на палаточный городок, все парки и более-менее ровные места заставлены палатками, магистрали забиты авто, - говорит Анна. - После землетрясения все бросили свои машины и побежали помогать родным. Мы первое время будем жить у друзей. А потом подумаем, что делать дальше. 

КСТАТИ

Иран является одним из наиболее сейсмически опасных регионов планеты. Предыдущее мощное землетрясение на территории исламской республики произошло в декабре 2003 года. Тогда погибли 26 тыс. человек. Исторический центр города, состоявший из глиняных построек, и древняя цитадель Арг-е Бам превратились в руины.