На этой неделе адвокаты жителя Нежина (Черниговская область) Владислава Поповича обжаловали приговор для него и пятерых членов его группировки. За вымогательства и разбои молодым мужчинам дали от 7 до 11 лет тюрьмы (см. "КП" за 31 мая 2012 года). Не только защитники, но и многие обычные люди считают, что это слишком строго. Намерения у парней, дескать, были благородные.
ЗЕЛЬЕ, ДЕНЬГИ, ДВА СТВОЛА
Жена Поповича Алена не знает, смеяться ей или плакать. Следователи говорили, что за несколько месяцев "работы" в банде ее муж разбогател на 40000 долларов.
- И где эти деньги? - вздыхает девушка. - Если бы были, я бы не пошла работать вожатой в детский лагерь за 1,5 тысячи гривен, оставив дома двухлетнюю дочку.
А еще числюсь матерью-одиночкой (плюс 260 гривен в семейный бюджет), несмотря на то что у моей девочки есть отец.
Своего папу малышка не помнит: Влада арестовали в апреле 2010-го, когда девочке не было и месяца от роду. Как она растет, он мог видеть только на фото, которые Алена приносила в суд.
- Мы жили вместе два года, не расписывались, - вспоминает Алена. - Влад зарабатывал на жизнь риелторскими услугами - помогал оформлять документы на недвижимость, землю. Однажды вернулся домой в панике - у его брата случился приступ эпилепсии после укола наркотика. Я не думала тогда, что эта история его так зацепит.
Нежин - городок маленький. Скучающая молодежь ищет утешения в пиве и, увы, наркотиках. Как достать дурь, знает едва ли не каждый школьник. Эпилепсия брата, по версии Поповича, так перевернула его душу, что он решил лично наказать тех, кто продал дозу.
К поискам присоединился давний друг Влада - Сергей Ярмоленко. Беда коснулась и его - кто-то из близких умер из-за передозировки. У обоих парней было отнюдь не безоблачное прошлое: по малолетке их судили за воровство (получили условные сроки), а Попович позже успел отсидеть за разбой.
"Совсем они не белые и пушистые", - шептались местные жители, наверняка не задумываясь над тем, что мальчики с идеальными характеристиками против наркобизнеса вряд ли рискнули бы пойти.
ЧИСТЫЙ РАЙОН
- Все началось с листовок, которые Влад расклеивал по району, - вспоминает Алена. - Просил сообщать ему о точках продаж. Он стал часто куда-то ездить ночью. Но мне ничего не рассказывал. Говорил только, что проводит беседы с молодежью, заставлял их идти в спортзал.
О том, чем занимался муж на самом деле, Алена узнала только через три месяца, незадолго до его ареста. Влад признался, что они "прижимали" наркодилеров. Сначала разговаривали с наркоманами, которые сдавали им торговцев, те указывали на более авторитетных "коллег" - и так добирались до крупных партий.
Ребята изымали все: от конопли до героина. На месте уничтожали, фиксируя на видео. Влад говорил, что за три месяца они сделали больше, чем милиция за все годы независимости - фактически очистили район от наркоторговцев!
- Наркоторговцы назвали фамилии милиционеров, которые крышевали наркобизнес в городе, - говорит Алена. - Мы написали об этом письма куда могли - в прокуратуру, милицию, мэрию, даже Верховную Раду. А потом Влад провел пресс-конференцию, где показал ролики, на которых дилеры называют фамилии милиционеров, причастных к бизнесу.
После Попович жаловался друзьям, что неизвестные ему звонят ночью, угрожают. Он боялся оставлять машину возле дома, чтобы ее не взорвали вместе со всей усадьбой. А потом Влад исчез вместе с телефоном, в котором хранились те самые ролики. По очереди задержали и его друзей. Среди них, к слову, был и родной брат - тот самый, переживший приступ эпилепсии.
|
У БОГАТЫХ ЗАБИРАЛ, БЕДНЫМ НЕ ОТДАВАЛ?
Алена искала поддержки у журналистов и местных жителей. Массмедиа даже окрестили группу Поповича "Робин Гудами", спасавшими город от беды. Но простые жители Нежина на старания девушки смотрели скептически - во время акции поддержки в город приехала сотня небезразличных киевлян, местных было не более десятка.
- Люди боялись светиться, - говорит Алена. - Им всем тут жить.
По официальной версии, Попович никакой не "Робин Гуд", а обычный бандит, который избивал, стрелял в несчастных наркодилеров, требовал назвать фамилии хозяев бизнеса. А потом за молчание вымогал у своих жертв деньги. Те долго терпели, а потом пошли в милицию. Вскоре там отрапортовали, что есть обращения семи жертв, но на самом деле их больше. Причем среди них есть и простые предприниматели, которые не имеют отношения к наркотикам. А люди, которые якобы крышуют этот бизнес, на самом деле в МВД никогда не работали.
- Участники группировки выдавали себя за милиционеров, - рассказывал начальник Черниговского облуправления по борьбе с оргпреступностью Александр Силкин. - Людей они вывозили в лес, придумывали изощренные пытки.
- Да, я верю, что мой муж мог дать кому-то в лицо, - парирует Алена. - Но стрелять точно не мог! На крючок Влада взяли после того, как он коснулся территории, где торговал наркотиками знакомый главного милиционера города. Кстати, из всех жертв бандитов по делу проходили только пятеро. А дать показания в суде согласились лишь двое.
Следствие и суд длились два года. Приговор зачитали за пару часов. На вопрос, не слишком ли строгое наказание для парней, попытавшихся избавить город от беды своими, пусть не совсем законными методами, в прокуратуре не отвечают. А вот в милиции рапортуют, что опасные преступники, на которых висит 13 преступлений, осуждены справедливо.
|
"ИМ НУЖНЫ БЫЛИ СВЯЗИ"
Случаи, когда простые люди поднимаются на борьбу с наркотиками, не единичны. В Кривом Роге (Днепропетровская область) действует движение "Стоп наркотик!". Но здесь избрали совсем другие методы.
- Цель у Поповича и компании хорошая, но реализовалась неправильно, - говорит организатор движения "Стоп наркотик!" Николай Колесник. - В таком деле нужно помнить главное - не переходить дорогу нечистым на руку милиционерам. Ведь наркотики - это их "корова". Без связей и знакомств в милиции в этой борьбе трудно выжить, даже если кричать на весь город, что вы спасаете людей от эпидемии ВИЧ/СПИД.
С наркоторговлей в Кривом Роге Колесник борется три года. Без биты, пистолета и угроз. Ему помогают несколько ребят: вместе они разработали сайт, на который поступает информация от местных жителей о точках продажи и местах сборов наркоманов. Поначалу посещение зашкаливало. Колесник и его друзья не успевали передавать всю информацию в милицию. Часто адреса не подтверждались или наркодилеры меняли локации.
- В Кривом Роге более 20 тысяч наркоманов, - говорит Колесник. - Оборот от купли-продажи разных видов наркотиков превышает размер годового бюджета города. И я догадываюсь: нет ни одной точки, о которой не знали бы местные участковые.
Не свернуть затею под давлением предприимчивых милиционеров Колеснику удалось благодаря знакомствам в областной милиции. Сейчас с информацией о точках (информаторами чаще всего выступают сами наркодилеры, которые хотят отойти от дел) он обращается в областной ОБНОН, где находит понимание. Его даже приглашают на встречи с милиционерами и наркодилерами. На одной из таких Николай услышал историю о банде экс-милиционеров, которые убили своего конкурента - торговца наркотиками. И таких историй - десятки.
- Поначалу я хотел, чтобы мое дело "пошло" по всей стране или хотя бы регионе, - вздыхает Колесник. - Но опыт повторили только в Никополе. И работали недолго. Видимо, найти общий язык с милицией местные активисты не смогли.
Фото интернет-издания "Високий Вал", www.newvv.net
ОФИЦИАЛЬНО
- Милиция приветствует любое проявление общественной активности, когда речь идет о борьбе с преступностью, в том числе распространением наркотиков, - говорит начальник Управления по связям с общественностью МВД Украины Владимир Полищук. - Единственное, что такая активность не должна выходить за рамки закона. Если речь идет о борьбе с наркотиками, не должно быть насильственных действий по отношению к наркозависимым и наркоторговцам, признаков грабежа. И желательно, чтобы такая борьба проходила во взаимодействии с милицией.