"БАРДАК ВОЗНИК НА ЗЕМЛЕ"
Представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддина заявил, что самолет Sukhoi Superjet 100 потерпел крушение при попытке обойти мощные кучево-дождевые облака.
- Для облета облака сверху самолету потребовалось бы забираться на большую высоту - в тот день облака в районе горы Салак простирались от 3 тысяч метров до 11,1 тысячи метров. В такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу, - заявил в понедельник Джамалуддин.
По словам авиационного чиновника, "просьба пилота снизиться с 3 до 1,8 тысячи метров выглядит вполне разумно, если другого выхода нет".
- Летчики, возможно, слишком поздно приняли во внимание горную местность в этом районе. Высота горы Салак, в которую врезался самолет, составляла 2,1 тысячи метров, - пояснил он.
Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса, недоумевает:
- Чем облака могли помешать? Все пилоты совершенно спокойно летают через самую густую облачность по показаниям приборов, - пояснил эксперт. - Самолет действительно врезался в гору, потому что слишком поздно ее увидел.
Эксперт считает, что у катастрофы сразу несколько причин. Первая и главная - экипаж не был полностью готов к полету.
- Они сегодня прилетели, а уже на следующий день - демонстрационный полет, - пояснил эксперт. - Подозреваю, что времени детально изучить местность не было. Поэтому пилоты и попросили у диспетчера разрешения на снижение там, где снижаться нельзя, - можно врезаться в гору!
Вторая возможная причина - неразбериха на борту.
- Почему на самолет, рассчитанный на экипаж из двух человек, добавили еще двоих - бортинженера и штурмана? - рассуждает Владимир Герасимов. - Может быть, один из них просто лучше знал английский язык? Но в любом случае сама технология управления самолетом была нарушена - попробуйте посадить в автомобиль двух водителей! Впрочем, вины экипажа во всем этом я пока не вижу - бардак возник на земле. Чего стоит только тот факт, что демонстрационный полет устроили в сезон дождей, когда облачность низкая и самолет на высоте не видно!
ПЫТАЛСЯ ОТВЕРНУТЬ, НО НЕ УСПЕЛ
Представители поисково-спасательного управления Индонезии заявили, что самолет ударился о скалу брюхом - пытаясь избежать столкновения с горой Салак.
- Судя по месту катастрофы, самолет плашмя столкнулся с горой, - сообщили спасатели в эфире местного телевидения. - Пилот, вероятно, пытался уйти от столкновения, но не успел, потому что увидел гору в самый последний момент, когда было уже поздно.
По словам спасателей, самолет буквально разлетелся на куски. Из больших фрагментов остался только кусок левого крыла.
В понедельник спасатели сумели обнаружить место, где лежат бортовые самописцы разбившегося лайнера. По данным спасателей МЧС России, которые помогают индонезийцам, "черные ящики" лежат в труднодоступном ущелье у подножия горы Салак. На момент подписания номера их еще не подняли.
- Если в ходе расследования окажется, что необходимо использование российских технологий для расшифровки данных на самописцах, мы отправим их в Россию, такова международная процедура, - заявил глава Национальной комиссии по безопасности на транспорте Индонезии Татанг Курниади. - При этом мы однозначно вскроем их здесь, в Индонезии, и попытаемся расшифровать сами.