ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Селение Бондари небольшое, всего две улицы. Новости разлетаются со скоростью звука. Две недели назад беззаботная жизнь здесь резко изменилась. Всему виной страшная находка местного школьника. Прогуливаясь с собакой возле кладбища, 17-летний Эдик заметил на окраине глубокую яму. Подросток заглянул внутрь и едва не упал в обморок. В яме лежали человеческие ноги и другие органы.
- Да, нашел какие-то фрагменты тела… - нехотя рассказывает мама подростка Мирослава. Сына она просит не беспокоить лишний раз: - Поймите, Эдик еще ребенок, ему и так не сладко пришлось. Он уже многое пережил, а еще эти разговоры с милицией...
Кладбище находится на окраине села. В чистом поле могильные плиты и кресты. У самого края, будто под линейку, могилы с табличками: личность неизвестна. Судя по количеству неопознанных трупов, их сюда свозят со всей округи. Среди деревьев поваленный забор - огороженная территория примерно 8 квадратных метров, в середине глубокая, но небольшая в диаметре яма, выложенная кирпичом. Все открыто. Смотрю вниз, и мороз по коже. Уже две недели, как эту яму обнаружили, проверяли милиция и криминалисты, а на дне по-прежнему лежат человеческие органы: нога, завернутая в мусорный пакет, ступня и куски мяса. Зрелище, скажу откровенно, не для слабонервных…
- Два дня здесь милиция копошилась, доставали что-то, исследовали, но потом собрались и укатили. Что это за место, никто нам не рассказал. Но я не раз видел, как сюда приезжала машина скорой помощи, - рассказывает местный житель Леонид, который как раз пришел на кладбище. - А один из милиционеров проговорился, что это, мол, "подарок" от центральной Фастовской больницы.
"НА ЧТО ДЕНЕГ ХВАТИЛО, ТО И ПОСТРОИЛИ"
Даже если могильник организовали местные врачи, трудно представить, кто мог дать им разрешение и, главное, почему все операционные останки находятся фактически под открытым небом. Кстати, в Фастовской райбольнице отказываться от ямы не стали.
- Эта яма наша, и наши санитары сбрасывают туда биологические отходы после операций, - рассказала заместитель главврача. - Существует она давно. По сей день все было хорошо, пока какие-то вандалы не разгромили ограждение и не сорвали крышку. Вот мальчик на нее и наткнулся.
По словам докторов, могильник сделан легально и опасности для окружающих не представляет.
- Мы неоднократно ставили вопрос перед городскими властями о покупке муфельной печи, - продолжает доктор. - Но стоит эта аппаратура 250 тысяч гривен. Для нас - неподъемные деньги. Город средств тоже не дает. Вот и решили построить специальное хранилище.
Врачи уверяют, что в соответствии с санитарными нормами. Больнице выделили земельный участок, на котором был построен бункер.
- Биоматериал, перед тем как поместить в хранилище, заворачивается в пакеты, заливается формалином, посыпается хлоркой, - рассказали "КП" медики. - Надеемся, что скоро бункер отремонтируют...
А вот в СЭС на этот счет другого мнения.
- Наши специалисты выезжали в Бондари. Честно сказать, мы были в шоке от увиденного, - рассказал "КП" заведующий санитарно-гигиеническим отделом Киевской областной СЭС Владислав Збанацкий. - Так делать категорически нельзя. Как можно хоронить биологические отходы на действующем кладбище? Это святое место, туда приезжают люди к умершим близким, убирают, следят за порядком. А тут могильник. По результатам проверки мы привлекли к ответственности руководство Фастовской клиники. До 14 мая руководство больницы обязано составить договор с организациями, которые будут заниматься утилизацией останков, пока там не установят муфельную печь.
О том, что у руководства клиники могут быть проблемы, говорят и в милиции.
- Когда поступило сообщение, сотрудники милиции Фастова сразу выехали на место и задокументировали тот факт, что на открытом воздухе находятся человеческие органы, чтобы передать материалы в прокуратуру, - говорит начальник пресс-службы милиции Киевской области Николай Жукович. - Сейчас прокуратура решает вопрос о том, возбуждать или нет уголовное дело против лиц, которые отвечают за утилизацию.
КОМПЕТЕНТНО
Александр КРАВЧУК, первый заместитель главного санитарного врача Украины:
- Практика захоронения специфических (послеоперационных, патологоанатомических и др.) больничных отходов в специально обустроенных могильниках на кладбищах существовала в советские времена. Но поскольку захоронение не защищает от распространения возможных инфекций, санитарные правила были пересмотрены. И с 1990 года больничные отходы должны только сжигаться в специальных печах. Предприятия, предлагающие такие услуги, есть в каждом регионе. И задача главврача больницы - подписать с ними договоры и обеспечить уничтожение биоматериалов. Иного действующие в Украине правила не предполагают.