Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Superjet 100 разбился из-за ошибки пилотов?

Superjet 100 разбился из-за ошибки пилотов?
Фото: Лайнер разбился из-за пилотов? Фото REUTERS
Трагедия с российским лайнером Superjet 100, разбившимся 9 мая в Индонезии, произошла из-за ошибки экипажа. Такой вывод был сделан экспертами Центра подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском. Эксперты посадили экипаж на специальный тренажер, имитирующий самолет и те повторили полет разбившегося лайнера.
 
- В тренажер были загружены данные о рельефе местности возле горы Салак, в которую врезался лайнер, - рассказали "КП" в Центре подготовки персонала. - Заложили в компьютер и предполагаемые режимы полета. Например, его высоту, скорость, курс лайнера. А еще - координаты его падения.
 
Эксперимент, как поясняют в Жуковском, носил неофициальный характер. Участники программы Sukhoi Superjet 100 пытались выяснить причины трагедии для себя. В ходе виртуальных испытаний пилоты моделировали сразу несколько аварийных ситуаций. Например, отказ двигателя, неисправности в работе навигационного оборудования, пожар на борту и т. д. И что же? 
 
- Ни одна из предполагаемых аварийных ситуаций не могла привести к трагедии. Техника бы в любом случае выдержала, - рассказали "КП". Например, о приближении горы Салак, в которую врезался лайнер, обязательно бы предупредила система безопасности. Когда приближается препятствие, она подает и цветовые, и речевые сигналы.
 
Больше того: включается автопилот, который меняет курс самолета, пытаясь увести его от столкновения. Эксперты не исключают - пилоты могли просто отключить систему безопасности. В этом случае катастрофа произошла по их вине.
 
Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1 класса, рассуждает:
 
- Система безопасности уводит борт от столкновения только в режиме автопилота. А экипаж, я уверен, вел самолет "врукопашную", ведь полет был демонстрационным, - пояснил эксперт. - Предполагаю, ситуация развивалась так. Экипаж попросил у диспетчера разрешение на снижение. Тот, не разобравшись, его дал. А впереди - гора Салак! И вот, представьте: скорость самолета под 200 метров в секунду, гора приближается, экипаж пытается экстренно набрать высоту, но не успевает...
 
Летчик-испытатель Александр Акименков уверен, что делать какие бы то ни было выводы рано.
 
- Индонезийские власти совершенно правильно заявляют: на расследование причин трагедии может уйти год. А наши ребята за один день все смоделировали и делают вывод: пилоты виноваты! - удивляется Александр Вениаминович. - А на каких основаниях? Сейчас в России только одно заведение имеет право давать подобные заключения - научно-испытательный центр авиационной и космической медицины Министерства обороны. Этот центр имеет лицензию, а оборудование и сотрудники - соответствующие сертификаты.
 
Александр Акименков уверен: вина может лежать и на тех, кто готовил демонстрационные полеты.
 
- Я сам много раз в них участвовал. По правилам, экипаж должен за несколько дней до вылета детально изучить район полетов: климат, рельеф и т. д. - рассказывает эксперт. - Затем проводится предполетная подготовка с участием местных специалистов: они рассказывают, какие "сюрпризы" ждут экипаж в воздухе. Затем на вертолете или небольшом самолете экипаж вместе с местными пилотами поднимается в воздух и облетает территорию. Затем все организаторы демо-полета расписываются: экипаж готов.
 
Больше того: пилотам перед полетом выдается навигационный сборник с картинками: на нем все горы и другие особенности местности очень тщательно расписаны. Есть он и в электронном виде. И вот у меня вопросы: а был ли у экипажа этот сборник? Облетали ли пилоты территорию заранее? Как хорошо они знали местность?
 
Эксперт уверен: по факту трагедии в России должно быть возбуждено уголовное дело и все специалисты, имеющие отношение к подготовке демо-полетов, должны быть допрошены следователями.