Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Моего мужа заставили вывести плавучую буровую зимой, в шторм!"

Фото: На борту «Кольской» было 67 человек. Пока спасти удалось только 14.

Жена капитана буровой установки "Кольская": нефтегазовый "Курск"!

Воздух на крыльце здания "Арктикморнефтегазразведки" пропах корвалолом и сигаретами. Здесь только что прошла встреча родственников людей, работавших на буровой "Кольская". Журналистов, как собак от колбасной лавки, отгонял охранник. Минут через 40 от начала собрания вывели под руку женщину. Руки как плети висят, ноги полусогнуты, а с ней рядом две девочки. Они маму успокаивают, а сами отворачиваются - плачут. Женщину девчата отвели к машине "Скорой помощи", их возле здания АМНГР собралось прилично.

- Четыре кардиологические бригады, три машины Центра медицины катастроф, - рассказывают медики. - Это нефтегазовый "Курск" какой-то!

Капитан хотел увольняться 

Неподалеку от входа в здание - группа женщин. Красные глаза, дрожащие голоса. Обсуждают, в какую церковь пойти...

- Эта установка ни в коем случае не должна была буксироваться в зимнее время, мой муж во все отделы направлял рапорта. Он даже написал заявление на увольнение, потому что никак не мог их убедить, - рассказала жена капитана СПБУ "Кольская" Александра Козлова Людмила. - И все равно их отправили - моего мужа и начальника безопасности мореплавания АМНГР Михаила Терсина. Еще и экипаж отправили полностью, эти люди не должны были находиться на установке. А теперь наших мужей обвиняют во всем. Саша позвонил мне 15 декабря, сказал, что над ними двухметровые волны, началось обледенение. А потом связь пропала. Помню, перед уходом он мне на пороге сказал: "Буксироваться нельзя. Охотское море очень тяжелое, укрытия нигде нет, если будет шторм, начнется обледенение, и эта махина рухнет". Так и получилось. Я очень боюсь, что его обвинят в этом, а документы - всю его переписку и его заявление - они уничтожат.

После этих слов как плотину прорвало. Женщины начинают сыпать наперебой:

- Моего отца заставили руководить этой операцией. Насильно, - подхватывает дочь Михаила Терсина Наталья. - Он говорил, что нельзя этого делать.

- Хочу задать вопрос руководству: зачем нужно было 67 человек оставлять на буровой? Этим людям подписали смертный приговор! - негодует Ольга, жена Терсина. - Опять сэкономили деньги, в результате получили то, что домой не придут мужья, сыновья. Муж кричал, что делать этого нельзя. Уходя в рейс, он мне так сказал: "Ну если не я, то кто?! Мне 61, дети большие…" Сейчас его нет ни в списках живых, ни мертвых. Непонятно еще, чем занимались 3 часа после передачи SOS. Рядом были ледокол "Магадан", "Нефтегаз", почему они стояли, когда рядом люди гибли?! Люди пытались откачать сами воду, которая шла в люки. А когда насосы вышли из строя, они уже пошли ко дну.

По словам родственников, о катастрофе они узнали из телевизора. Никто из руководства АМНГР не известил их о случившемся хотя бы по телефону. Да и сегодняшнее собрание, едва начались вопросы, закрылось.

- У меня Димка, сын, в ремонтной бригаде… Слесарь, - сам подошел к нам Анатолий Обманкин. - Во вторую только поездку пошел, молодой, 32 года. Кто нам детей вернет?

Вокруг молчали. В АМНГР комментировать заявления родных не стали.

- Вы получали заявление от Александра Козлова на увольнение? Как на предприятии отреагировали на рапорт капитана? - обратились мы туда.

- Все вопросы в МЧС. Идет спасательная операция. До их окончания и конца расследования никаких комментариев, - ушел от ответа пресс-секретарь АМНГР Андрей Бобров. 

КОМПЕТЕНТНО

При буксировке на "Кольской" должны были оставить минимальный экипаж 

Алексей БАКУМЕНКО, Ксения АЛЕКСАНДРОВА ("КП" - Мурманск")

- Непонятно, зачем все 67 человек оставались на борту "Кольской". Это явное нарушение! - негодует бурильщик Алексей, отработавший более 20 лет в "Арктикморнефтегазразведке" (АМНГР). - При буксировке на платформе должен оставаться минимальный экипаж. На что надеялись, непонятно. Любой переход непредсказуем! Тем более в шторм, а у буровой парусность высокая - "ноги", вышка…

- А как нужно было поступать в такой ситуации?

- Трехногие платформы, как "Кольская", сами по себе очень устойчивы. Если позволяла глубина, надо было просто опустить "ноги" и встать на грунт. 

- Что у вас в АМНГР сейчас говорят о ЧП? 

- Да ничего не говорят. И с прессой общаться запретили под угрозой увольнения.

- А за безопасностью строго следят?

- Обычно да. Персонал проходит ежегодную аттестацию, в том числе по вопросам безопасности. Плюс в каждый заезд на буровую проводится инструктаж: где плоты, где шлюпки, кто что должен делать по аварийному расписанию. Гидрокостюмы у каждого в каюте.

- То есть нет обязательного требования - надевать гидрокостюм при переходе?

- Нет, конечно.

- После трагедии на "Кольской" вы в море пойдете?

- Конечно. Другую работу найти тяжело. А расценки на буровых в последнее время подняли.

- И сколько платят?

- Выше средней зарплаты по Мурманску, - уклонился от ответа наш собеседник.

По словам другого нашего источника в АМНГР, зарплата на "Кольской" в среднем 94 тысячи рублей (около $3 тыс.) за 28-дневную смену. 

КОММЕНТАРИЙ БУРОВИКА 

Профессор кафедры бурения Уфимского нефтяного института Фарит АГЗАМОВ: 

"Беда случилась, потому что слишком высоко задрали "ноги" платформы?"

- Особенность этой вышки в том, что она стоит на опорах - обычно их три или четыре. Длина опоры - 70 метров. Когда вышка находится в рабочем состоянии, "ноги" упираются в грунт. Во время транспортировки эти "ноги" поднимаются: платформа плывет по воде, а "ноги" подняты кверху. В этой ситуации, видимо, центр тяжести оказался выше, чем положено, и, когда был сильный ветер, вышку перевернуло.

Во-первых, правильнее было бы не буксировать вышку в такую погоду, а во-вторых, опустить "ноги" пониже, чтобы сместить центр тяжести, сделать подобие "грузила".

Вышку крепят тросами к двум транспортирующим суднам, которые в случае чего способны удержать ее на плаву. Похоже, что одно из судов, которое буксировало вышку, было старым, поэтому удержать вышку не получилось.

Обычно на таких платформах все рабочие ходят в спасжилетах, не снимая их. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В МАГАДАНЕ 

Дочь пропавшей горничной с "Кольской": "Я знаю, мама жива!" 

Лидия ДЛИННЫХ ("КП" - Магадан")

- Мама звонила по спутниковому на той неделе, - рассказывает дочь Марии Арбуз Зинаида Шумель. - Четыре месяца назад она устроилась в фирму, предоставляющую услуги горничных и поваров. Сначала работала на руднике "Джульетта". Директор фирмы посмотрел, что мама ответственная, и предложил ей своего рода повышение - работать горничной на "Кольской". Предложение действительно лестное, у нас в Магадане не так много мест, где платят 30 - 40 тысяч рублей ($1000 - 1300)! Ее контракт истекал еще 15 декабря, но заболела посудомойщица, и маму уговорили поработать вместо нее. 26 декабря мама должна была вернуться домой...

Сама Зинаида работает медсестрой в реанимационном отделении областной больницы. И верит:

- Мне не раз приходилось видеть смерть, горе людей, но я знаю, моя мама жива, иначе она давно бы пришла ко мне попрощаться.

Как и родственники остальных пропавших с "Кольской" магаданцев, Зина живет на таблетках, не отходит от телевизора и Интернета. И все время звонит на "горячие линии" МЧС.

У жены Юрия Байкова Людмилы Карпенко говорить с нами не было сил, даже дверь не смогла открыть. Нервы на пределе, душат слезы.

- Юра много лет работал в крупных горнодобывающих компаниях, а сейчас решил податься в море, - говорит ее подруга Наташа. - Работа знакомая, только зарплата выше. А это существенно - они ведь с Людой в ипотеке сидят.