Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
16 апреля
Загрузить еще

"Повелитель мумий" выбирал могилы по знакам зодиака

Фото: Наш спецкор Николай Варсегов проверяет на себе, далеко ли в одиночку можно утащить тело. (В мешке - отважная журналистка «КП» - Нижний Новгород».) Фото автора.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Собираясь в Нижний, я попросил редактора здешней "Комсомолки" Юлию Капитанову приготовить лопату, фонарь, большой мешок и девушку-журналистку для проведения ночью следственного эксперимента на кладбище (полностью историю о нижегородском ученом Анатолии Москвине, который делал кукол из мертвых тел и хранил их у себя дома, читайте на сайте kp.ua).

Москвина подозревают в раскопке уже более 200 могил! Причем на кладбищах не только Нижнего Новгорода, но и по всей России, включая Дальний Восток. Но это только начало, возможно, "объем работ" окажется куда бОльшим.

Нам было важно понять, как Москвин, не имея своей машины, перетаскивал по ночам покойниц через весь город на виду у многочисленных патрулей.

В том, что именно он выкапывал и мумифицировал трупы, сомневаться не приходится. Улик в его квартире полно. Однако проделывать это в одиночестве, на мой взгляд, немыслимо.Надобно за ночь и раскопать, и закопать могилу. Но, главное, сложно представить себе человека, который идет по ночному городу с огромной поклажею за спиной, с лопатой в руке, а патрульные не обращают внимания.

Для следственного эксперимента мы приехали на кладбище, прихватив все необходимое, что требовалось для опыта. Девушка-журналистка из редакции "КП" - Нижний Новгород" - 56 кило с ботинками - влезла в мешок, и я понес ее в город.

Мне возразят, что Москвин мог выкапывать тела, которые пролежали в земле и год, и два. А это уже точно мумифицированные останки. Вес скелета средней женщины порядка 8 килограммов. Ежели иметь дело с мумией, то потянет она кило на 15. Но ежели тело не пролежало в земле и года,  оно может весить до 50 кг.

У нас есть точный факт, что Москвин выкопал труп девушки, пролежавший в земле не больше двух месяцев. Как же он его нес?

Даже со свежей силой - не истраченной на копке земли - мне удалось пронести поклажу не далее 300 метров.Можем предполагать, что переноска "недавних" тел делалась по частям. И что собирал он "кукол" из разных тел.

Или у Москвина был минимум как один подельник с машиной. Навряд ли он вызывал такси, чтобы ночью с кладбища перевезти мешок с ужасным запахом. Вон соседи рассказывали - запах даже в подъезде стоял такой, что они не раз вызывали СЭС.

Однако похоже, что начинал Москвин свое дело в одиночку. Летом 2004 года на кладбищах Нижнего Новгорода появились первые раскопанные могилы. Тела молодых женщин без признаков сексуального надругательства, но переодетые в детские одеяния, находили тут же, рядом с могилами. Мы тогда еще с Константином Гусевым, журналистом нижегородской "КП", пару ночей провели на кладбищах, выслеживая маньяков, но только спугнули бомжиков - охотников за металлом. Однако сделали ряд громких статей. По-видимому, в тот год Москвин-одиночка единственное, что мог - выкопать и переодеть. На большее не хватало сил. Но после скандала в прессе он стал работать чисто, почти не оставляя следов. А тут без помощников не обойтись. Участие подельников открывает нам весьма любопытные версии в этом деле. Если работа делалась коллективом, то это уже не просто отдельный случай шизофрении, а нечто совсем другое. 

"ЕГО ИНТЕРЕСОВАЛИ ДАТА СМЕРТИ И ВОЗРАСТ"

Вчера связались мы по телефону с родителями Анатолия Москвина. Судя по разговору, это весьма интеллигентные и спокойные люди. От встречи они вежливо отказались, пояснив, что полиция настрого запретила им говорить что-либо посторонним на тему их сына.

Однако в городе Балахне живет Юлия Задорожнова - историк, писательница, автор книги "Троицкий некрополь". Юлия Владимировна отчасти знакома с Москвиным. Она рассказала, что в прошлом году он звонил ей и просил список похороненных на старом балахнинском кладбище. Особенно его интересовали возраст, дата смерти и точное место захоронений усопших.

- Я спросила, конечно, зачем ему эти данные, - рассказывает Юлия Владимировна. - И тут Москвин, который изначально мне показался весьма разумным и грамотным человеком, вдруг понес некий бред. Он сказал, что мы для своих обрядов берем останки покойников. Но нам нужны не абы какие останки, а, например, берцовая кость женщины, умершей в определенный день, когда луна там в такой-то фазе. Или нужен череп трехлетнего ребенка, умершего на четвертый день под знаком Стрельца. Я точно не помню его слова, поскольку была весьма ошарашена, но как-то примерно так он мне пояснял. Я даже и не спросила, что это за обряды и для чего. Он долго что-то рассказывал по телефону, выделяя местоимение МЫ. То есть мы много ездим по разным кладбищам. Мы были там-то... Но что значит МЫ? Или себя он имел в виду во множественном числе, или группа у них? Я этого не поняла. Завтра меня вызывают к следователю. А что я скажу? То же самое...

Интересно, что Москвин захаживал в Балахне и в городской краеведческий музей. Приезжал он, как вспоминают сотрудники того музея, с редактором нижегородской газеты "Некролог". (Я разговаривал с тем редактором, но как-то он открестился от дружеских отношений с Москвиным. Пояснил, что ничего не знал о его странном деле.)

В музее Москвин говорил, что у него есть интересные металлические экспонаты, которые он нашел при раскопках. Хотел бы те экспонаты выставить. Но беда в том, что от Москвина так дурно пахло его производственными работами, что музейщики не поддержали тему, желая скорее свернуть разговор.

Получается, что Москвина интересовали не только новые захоронения, но и давние. Другое дело, что за давними могилами часто нет присмотра, и вскрытие оных могло быть незамеченным.

По мнению начальника сектора этноконфессиональных отношений при администрации города Нижнего Новгорода Николая Черемина, скорее всего, Москвин все-таки работал один. В городе и вокруг есть, конечно же, сатанисты и тому подобная нечисть, но Черемину неизвестны случаи, чтобы секты такого толка совершали бы какие-то ритуалы с останками тел. В то же время Николай Черемин сам удивлен размахом работ, проделанных некрополистом-одиночкой.

БЫЛ ЕЩЕ ОДИН КЛАДБИЩЕНСКИЙ МАНЬЯК?

Было бы странно, чтобы по громким делам о раскопках могил - которые происходят на Нижегородчине уже много лет - никого бы ранее не поймали, не осудили. Мы с коллегами из "КП" - Нижний Новгород" покопались в различных милицейских отчетах и обнаружили, что: 

"...по фактам раскопок детских могил на территориях Варнавинского и Кулебакского районов был задержан подозреваемый, житель одной из деревень Вачского района…"

Деревенского мужичка осудили недавно - в 2010 году - и отправили на принудительное лечение в одну из закрытых клиник, возможно, что за пределы области.

Лично я весьма сомневаюсь, что тот деревенский житель причастен к раскопкам. Уж больно стиль могильных работ похож на стиль некрополиста Москвина. В сводке не говорится о фактах некрофилии, однако: "…деревянной палкой (что весьма удивительно. - Авт.) раскопал могилу 8-летней девочки, умершей в 2007 году. После чего вскрыл гроб и вынул оттуда останки ребенка. В дальнейшем, чтобы скрыть следы преступления, мужчина бросил останки поверх гроба и руками закопал могилу".

Аналогичное преступление было совершено им 12 сентября 2009 года на кладбище в поселке Первомайский Кулебакского района Нижегородской области. Надо заметить, что радиус злодеяний деревенского мужика - примерно до 300 километров. Что он, поближе к дому не мог бы на кладбищах покопаться?

Если это дело рук некрополиста Москвина, почему тела не были похищены? Но есть информация, что в отдельных случаях Москвина интересовала только одежда покойниц.