3 января
Загрузить еще

Луценко может сидеть в одной тюрьме с Пукачем и Лозинским, а Тимошенко уехать на запад

Луценко может сидеть в одной тюрьме с Пукачем и Лозинским, а Тимошенко уехать на запад
Фото: Фото УНИАН.

Шумные судебные процессы, фигурантами которых выступают известные личности - бывшие министры и даже премьер-министр страны, не только приковывают внимание, но и заставляют задуматься: что будет, если им дадут реальный, а не условный срок? Неужели VIPы, как простые смертные, отправятся на зону и будут сидеть там бок о бок с отпетыми уголовниками? 

КАЖДОМУ ПО ЗАСЛУГАМ

Еще семь лет назад судьи при вынесении приговора определяли, какой режим будет у осужденного - общий, усиленный или строгий. От этого прежде всего и зависело, насколько, условно говоря, комфортно будет заключенный мотать свой срок. Сейчас условиями для осужденных занимаются управления Государственной пенитенциарной службы. 

- Специальные комиссии в каждом регионе Украины подбирают исправительное учреждение после того, как приговор вступил в законную силу, - объясняет начальник Управления контроля за исполнением судебных решений Вячеслав Федоренко. - Прежде всего учитывается тяжесть статьи УК, по которой осудили. Их четыре вида - нетяжкие, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Анализируется личность, к примеру, учитывается характеристика из СИЗО - были ли нарушения дисциплины, проявлял ли агрессию к соседям или к охранникам, склонен ли к побегу и так далее. На основании этих, а также других факторов определяется уровень безопасности учреждения: минимальный, средний или повышенный. 

По закону осужденный должен отбывать наказание недалеко от места жительства. На самом деле выполнить это условие непросто: не в каждом регионе есть учреждения всех уровней безопасности. 

- Мы не можем в каждой области открыть колонии для всех желающих провести срок заключения недалеко от дома, - объясняет Вячеслав Федоренко. - Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Харьковская области - самые насыщенные по количеству исправительных учреждений. В них от 15 до 20 колоний и тюрем. А в Черновицкой области всего одна колония и одно СИЗО. Безусловно, комиссия учитывает пожелания каждого осужденного, но они иногда бывают невыполнимы. Умолять бесполезно - сотрудники действуют строго по инструкции. 

 

ЛОЗИНСКИЙ И ПУКАЧ БУДУТ МОТАТЬ СРОК ВМЕСТЕ

Никоим образом, по утверждению сотрудников пенитенциарной службы, на распределение не влияют ни громкие фамилии, ни былые заслуги перед родиной. Хотя есть колонии, куда чаще всего попадают люди известные. Это №115 в Киевской области и №29 на Полтавщине, где отбывают наказание виновники ДТП, совершившие убийство по неосторожности, а не умышленно. 

- Пилот Владимир Топанарь, чей самолет во время авиашоу в Скнилове упал на зрителей и которого приговорили к 14 годам лишения свободы, отбывает наказание в 115-й колонии в Кагарлыке, - рассказывает Вячеслав Федоренко. - Есть еще одна специализированная колония, в которой содержатся те, кто по долгу службы был связан с правоохранительной деятельностью - Менская №91 в Черниговской области. Она рассчитана на 450 человек. Там же создали блок для пожизненно заключенных.

Именно в эту колонию после приговора суда должен отправиться Алексей Пукач - бывший генерал милиции, обвиняемый в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Если суд докажет вину экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, которого судят за растрату бюджетных средств в особо крупном размере, и приговорит его к реальной мере наказания (по прогнозам, Луценко могут дать 2-3 года лишения свободы. - Ред.), то отбывать наказание ему придется тоже в Менской колонии. 

Есть шанс отправиться в ту же 91-ю колонию и у Виктора Лозинского, приговор по которому еще не вступил в законную силу. Экс-нардеп начинал свою карьеру со школы милиции и пять лет проработал в системе МВД. В Верховной Раде Лозинский входил в Комитет по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией. Бывшему главе Гостаможслужбы Украины в случае приговора с реальным сроком наказания придется идти на общую зону. Таможенники, военнослужащие и налоговики не относятся к категории правоохранителей, которых отправляют в колонию на Черниговщине.   

А вот для женщин выбор не велик. Только на Ивано-Франковщине в одной из женских колоний есть сектор для бывших сотрудниц органов правопорядка и правосудия. Там сейчас содержатся всего 10 осужденных, которые живут отдельно от остальных. Теоретически туда может попасть и Юлия Тимошенко, если суд решит наказать ее лишением свободы. 

Экс-генерал милиции Алексей Пукач будет сидеть на Черниговщине в "ментовской" зоне.

КОЛОНИИ ДЛЯ "ВЫШАКОВ" ЗАБИТЫ ПОД ЗАВЯЗКУ

Как утверждают в пенитенциарной службе, еще никто не пытался подкупить спецкомиссию или надавить на нее, чтобы того или иного сидельца устроить с особым комфортом. Тем более, как определяются "приличные зоны", даже сами сотрудники этих комиссий не знают. В Украине нет хозрасчетных зон, где за определенную плату могут создать особые условия. Такое сейчас практикуется только в некоторых СИЗО: перевел на счет учреждения деньги и поселился не в общей камере, где на 20 койко-мест претендуют больше 40 человек, а в 4-местной, с хорошей компанией, холодильником, телевизором и вентилятором. 

Выходит, не додумались наши политики заблаговременно урегулировать вопрос с VIP-зонами на законодательном уровне… 

- Безусловно, есть ИТК, которые находятся на хорошем счету и не очень… - признается Вячеслав Федоренко. - Получше всегда в городах или в пригородах. Те зоны, что расположены в отдаленных уголках области, на порядок хуже. Даже глядя на охранников, которых набирают из местного же населения, можно судить об уровне учреждения. У сельских парней часто и дисциплина страдает, и самоконтроль. 

Перегрузки в колониях удается избегать - постоянно кто-то убывает по условно-досрочному, получает амнистию или помилование. Туго с теми, кто осужден на пожизненное заключение. 226 убийц сейчас продолжают сидеть в СИЗО просто потому, что им не могут найти места.  

В 2001-м Леди Ю провела полтора месяца в Лукьяновском СИЗО.

СПРАВКА "КП"

В ведомстве пенитенциарной службы находится  184 учреждения. Из них 33 СИЗО и 9 колоний максимального уровня безопасности.