6 января
Загрузить еще

Чтобы остаться в Швейцарии, чиновник в камере сжег себе ноги

Чтобы остаться в Швейцарии, чиновник в камере сжег себе ноги
Фото: В самолете милиция в целях безопасности облачила Волконского-Шахова в бронежилет и шлем.

В последнее время мечта побывать в Европе, Америке и Азии все чаще сбывается у… украинских конвойных. Вот только видят они всего ничего - аэропорт и полицейский участок в нем. А еще - некогда сверхуважаемую персону, а сейчас - обычного беглеца от правосудия.

Есть ли разница между доставкой экс-чиновника высокого ранга и обычного уголовника, "КП" рассказал полковник Внутренних войск МВД Украины Валерий Бондарь. 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРОЙНЫХ НАРУЧНИКАХ

- Валерий Иванович, с кем из знаменитых личностей приходилось иметь дело?

- Всех и не перечислишь. Например, бывшего руководителя строительной пирамиды "Элита-Центр" Волконского-Шахова доставлял в Украину из Швейцарии. И ныне покойного Олега Орлова, которого обвиняли в контрабанде оружия из Украины в Ирак и другие страны. И одну из руководительниц банка "Украина". А сколько воров в законе, лидеров крупных ОПГ привезли, даже подсчитать сложно.

- Отношение конвойных, к примеру, к высокопоставленным чиновникам и насильникам, убийцам разное?

- С уголовниками держим ухо востро. Бандитов, склонных к побегу, конвоируют наши самые опытные сотрудники. Вот, к примеру, доставляли из России одного из активных участников известной киевской банды Альберто Абачича. Мало того что он когда-то служил в словенском спецназе, прекрасно владел оружием, боевыми искусствами, так еще и характеризовался как агрессивный, хитрый и склонный к побегу. Ну ничего, довезли в целости и сохранности.

Но и VIP-персоны тоже меньше всего хотят вернуться на родину, чтобы сесть за решетку. Да и уехали некоторые не с пустыми руками - с капиталом - и на новом месте обустроились.

Вот вам пример: едва пришло время экстрадировать одного VIPа (этот человек проходит по делу Ильичевского порта. - Ред.) из Швейцарии, он решил любым способом задержаться за границей. И что придумал: собрал в кучу все газеты и журналы, которые ему приносили в камеру, поджег и в огонь засунул ступни. Получил ожог обеих ног! Но это ему не помогло. Местные медики оказали первую помощь и задерживать в стране не стали. Правда, встал вопрос: как же перевозить, если ходить не может? Позаимствовали носилки, договорились о дополнительных местах в самолете, чтобы положить на кресла. И привезли его в Украину залечивать раны.

- Ну а никто из конвоируемых VIP-персон в дороге "права не качал"?

- Когда они оказываются в наручниках, с них тут же спадает гонор. До того как мы прибыли в Прагу за Олегом Орловым, подозреваемым в торговле "Кольчугами", он ничего не ел. Боялся - его же пытались отравить в чешской тюрьме. Когда в самолете подали обед, вы бы видели, как он набросился на еду! Каждую рисинку, которая падала на галстук, пальцами хватал - и в рот… А в принципе важные персоны, которых готовят к экстрадиции, понимают, что их в Украине ждут не с цветами и оркестром. Естественно, настроение соответствующее.

- Бежать никто не пытался?

- Ну, чтобы попытались сбежать, надо дать повод, а мы его не даем. Мы даже слово "побег" не употребляем в обиходе - это табу. И, к счастью, никаких попыток не было. Да и в наручниках сложно бежать, к тому же в тройных - один браслет на цепочке пристегивается к конвойному.

- И что, всегда экстрадиция проходит гладко, без каких-либо эксцессов?

- Лет пять назад везли одного из подозреваемых в рэкете и разбоях в Западной Украине. Человек был серьезный, руководил ОПГ. Так вот сразу после прилета в аэропорт "Борисполь", когда его погрузили в "воронок" и выехали на трассу в сторону Киева, за нами следовал джип, в котором сидели крепкого телосложения мужики.

- Хотели отбить своего друга?

- Отбить не пытались, но проводили до ворот СИЗО. Если честно, приятного в такой группе сопровождения мало.

- А конвоируемые либо их знакомые не просили вас помочь с побегом?

- Нет. Никто еще с такой просьбой не обращался. Да и глупо - сбежать нереально.

Когда все одеты в одинаковые спецкостюмы, не разобрать, кто есть кто: где конвойные, а где экстрадируемый.

ВОЛКОНСКОГО В УКРАИНУ ПРОВОЖАЛИ ЖЕНЩИНЫ

 - Кстати, когда передавали Волконского-Шахова, была вероятность, что с ним расправятся по дороге. Что вы в этом случае предпринимали?

- По Волконскому больше всего опасалась Швейцария, его безопасность там обеспечивала сотня людей, даже приехало женское спецподразделение. С нашей стороны - в три раза меньше военнослужащих, хотя утечка информации в прессу была. Все знали не только дату, но и время прибытия. Но было организовано все четко. Больше всего Волконский удивился, когда ему сказали, что его конвоируют два полковника. Понял, что дело серьезное, ему угрожает реальная опасность. Поэтому выполнял все команды беспрекословно. Ведь для того, чтобы его доставить в целости и сохранности в СИЗО, разработали целый план. При выходе из самолета облачили в спецсредства защиты - бронежилет и броне­шлем. На лицо опустили защитное забрало. По трапу специально вели его первым, а не посередине, как водится. Заранее подготовили несколько машин, чтобы запутать след. В общем, все сделали, чтобы с его головы и волос не упал, без "армии" спецназа, своими силами, но профессионально.

- О возможной грозящей опасности вы узнаете сами или же конвоируемые просят обезопасить их?

- Сами экстрадируемые еще ни разу не просили дать им дополнительные средства защиты. Каждый раз это происходило по инициативе правоохранителей - когда была информация об опасности для жизни и здоровья конвоируемых. Но и это не так часто бывает. В основном все спокойно, без "маскарада" проходит.

БЕГЛЕЦЫ САМИ ОПЛАЧИВАЮТ ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

- А общаться с ними вам не запрещено?

- Общение не приветствуется, в то же время нельзя допустить, чтобы фигурант замыкался в себе, - тогда сложнее понять, что его тревожит и что у него на уме. Надо быть психологами. Но мы наручники не снимаем, сами весь полет пристегнуты к конвоируемому, что позволяет контролировать его движения. До посадки производится обыск, изымается все, чем можно причинить вред, даже очки.

- В пути они делятся с вами тайнами? О чем они вообще рассказывают?

- Все как один пытаются нам доказать, что не виноваты. Пробуют надавить на жалость, хотя это бесполезно. Кстати, когда с Волконским-Шаховым общались, он поразил своей эрудицией, начитанностью. Он много о своих "строительных" делах рассказывал.

- Ну а пассажиры не возмущаются, что вместе с ними в салоне такие необычные люди летят?

- Мы занимаем три кресла в одном ряду -  для конвойных и сопровождаемого. Заходим в салон первыми, выходим последними. Всегда в "гражданке". 

- Почему самолетом летаете? Никогда не приходилось поездом либо автомобилем?

- Самолетом быстрее и наименее хлопотно.

- Но ведь дорого, за чей счет летаете?

- Деньги МВД выделяет. Потом, при вынесении приговора, суд принимает решение вернуть министерству сумму, потраченную на доставку осужденного. Так что "беглецы" должны компенсировать финансовые затраты.

- Женщин часто приходится сопровождать?

- Редко, но бывает. Раньше в конвое были одни мужчины, но когда пришлось доставлять женщин, в группу привлекли и девушек. Ведь надо же обыскивать фигуранток, да мало ли еще какие-то женские дела в дороге решать понадобится.

А еще конвойные признались, что в последнее время скучать им не приходится, заграничных командировок стало на порядок больше.

А вот так украинские правоохранители передают за границу преступников - скрывают только свои лица, а форма на виду.

Фото УНИАН и ВВ МВД Украины. 

СПРАВКА "КП" 

Экстрадицию возложили на военнослужащих Внутренних войск МВД Украины в 1998 году. В 2005 году был разработан совместный приказ с Интерполом, и с этой поры конвоированием занялась специально созданная группа, куда вошли  военнослужащие, имеющие соответствующую подготовку.