19 ноября
Загрузить еще

«Арабская весна» 
грозит стать последней 
для египетских христиан

«Арабская весна» 
грозит стать последней 
для египетских христиан
Фото: Копты-египтяне все чаще выходят на акции протеста, выступая против религиозных предрассудков.

Едва остывший после бурных революционных событий Египет вновь вскипел в начале июня. Страна быстро погружается в хаос межрелигиозных противоречий. Валяющуюся под ногами власть готовы подобрать исламские радикалы. И первыми, на кого они обрушили свою ярость, стали скромные египетские христиане-копты.

Все началось еще в мае, когда около 4 тысяч салафитов («ревнителей чистого ислама». - Ред.) собрались у христианского храма Мари Мина в каирском районе Имбабе. Подогретые слухами о том, что там удерживается коптская женщина Абир Фахри, перешедшая в ислам, мусульмане потребовали освободить ее. Осада храма переросла в его штурм. Вспыхнул расположенный неподалеку храм Девы Марии. Итог набега печален: погибли 15 человек, более двухсот ранены, сожжены две церкви, десятки лавок и жилых домов местных христиан.

Через несколько дней толпа вооруженных мусульман напала в Александрии на демонстрацию коптов. Затем столкновения случились в центре Каира, где вышедших на демонстрацию христиан обстреляли из автоматов. В итоге несколько коптов были убиты, около 70 получили серьезные ранения.

В городе Кена гнев мусульман вызвало назначение губернатором провинции христианина-копта. Толпа салафитов требовала создать в Кене исламский эмират и установить шариатские порядки, закрыть светские школы и запретить отмечать христианские праздники. Фанатики поймали копта и отрезали ему ухо якобы за то, что тот имел связь с мусульманкой. В итоге новый губернатор был вынужден отказаться от поста.

Антагонизм мусульман и христиан шокирует. Ведь если заглянуть в историю, выяснится, что слово «копт» происходит от греческого «айгуптиос» и означает «египтянин». В I веке египтяне активно принимали христианство, которое вскоре стало главной конфессией страны. Но затем в страну пришли арабы, и началась ее исламизация.  Получается, что все жители современного Египта - потомки коптов.

Нынешнее переходное правительство Египта, аморфное и недееспособное, привычно винит во всем «Аль-Каиду». Но куда большую роль в «исламском возрождении» Египта играют доморощенные «Братья-мусульмане». Эта организация, жестоко прессовавшаяся при Мубараке, сейчас претендует на то, чтобы стать «нервом нации» и поднять над страной зеленое знамя пророка. И ритуальной жертвой своей миссии они вполне могут сделать египетских христиан. Это ведь не израильтяне, не только сами могущие постоять за себя, но и опирающиеся на поддержку Запада. Христианского, между прочим, Запада. А ради защиты несчастных коптов ни США, ни Европа военную силу применять не будут. Мол, неудобно это как-то, неполиткорректно...

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Сергей МАРКОВ, директор Института 
политических исследований:

Хаос на руку исламистам

- Религиозные волнения в Египте вызывают озабоченность. Копты всегда наравне со всеми участвовали в политической и экономической жизни страны. Многие их представители занимали важные посты в современном Египте. Эти столкновения показали, что у египтян нет опыта разрешения религиозных конфликтов в новых условиях, а радикалы, спекулировавшие на религиозных чувствах, попытались заработать себе на них политические очки. Полагаю, что ЕС и США все же окажут помощь Каиру в создании новой государственной системы, иначе велик риск, что в условиях политического хаоса к власти придут исламисты с лозунгом установления тоталитарной шариатской империи.

Алексей ВАСИЛЬЕВ, директор Института Африки РАН:

Взрывы насилия будут повторяться

- Копты составляют 10 процентов населения, и если начнется религиозная война, то для Египта это будет настоящей трагедией. Ситуация в этой стране осложняется еще и тем, что она пережила революцию, которая спровоцировала экономический спад. И этим могут воспользоваться различные радикальные силы, которые пытаются натравить мусульман на христиан. Полумесяц и крест, которые слились в революционных объятиях, теперь начинают расходиться. Взрывы насилия, скорее всего, будут повторяться.