Спецпоказ проходил на открытом воздухе недалеко от города Клюж, на фоне разрушенного средневекового замка Банффи. К владениям графа Дракулы он не относится, поскольку был построен позже. Банффи считался здешним Версалем, пока во время Второй мировой не был разрушен немцами. Хотя румыны (как и итальянцы) старательно сражались за фашистскую Германию, а одна из площадей Клюжа гордо носила имя арийского фюрера.
Так что любопытно было смотреть именно здесь откопанный в римских архивах пропагандистский фильм «Одесса в огне» (1942) режиссера Кармине Галлоне, в котором фашистские «добродетели» приписаны «большевикам».
1940 год, Кишинев, столица Бессарабии, входившей тогда в Румынию. Молдаване в фольклорных костюмах танцуют жок, но - чу! - приходят русские. И начинают зверства. Командует ими некто Смирнофф, но самая нелюдь - его помощница Руба (видимо, Люба) с повадками махровой эсэсовки. У певицы Марии 8-летнего сына уво-
зят в концлагерь. Разыскивая его, певица поет для Советов «Купите бублики» и арии из «Тоски». В финале она находит сына и бравые фашистско-румынские вояки уже идут по улицам Одессы.
Антисоветская агитка «Одесса в огне» пользовалась успехом на пропагандистских фронтах в войну. Даже удостоилась приза Венецианского кинофестиваля (основанного прямыми приспешниками Муссолини). Современные фестивали лишь демонстрируют редкие фильмы, предоставляя публике самой делать выводы. Правда, выбор сам по себе бывает красноречив. Но, судя по тому, как фильм рассмешил своими нелепицами огромное число людей, собравшихся под звездным трансильванским небом, выводы ими были сделаны правильные...