Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Узник сомалийских пиратов Павел МИХАЛЬЧУК: «Если переговоры идут больше года, моряков ждет расстрел»

Узник сомалийских пиратов Павел МИХАЛЬЧУК: «Если переговоры идут больше года, моряков ждет расстрел»
Фото: За 2010 год сомалийские пираты взяли в плен 49 судов (1110 человек), а с начала 2011 года в неволе у корсаров побывали уже 30 кораблей.

В плену моряки провели четыре с половиной месяца. После выплаты $4,5 миллиона выкупа (по неофициальным данным) моряков освободили.

Бывший узник корсаров рассказал, как выживают в плену наши моряки и почему целая страна живет за счет морских грабежей.

«РАНИШЬ ПИРАТА - ПОГИБНЕТ ВСЯ КОМАНДА»

Хоть и поправлял свое здоровье 42-летний сварщик Павел Михальчук в санатории, последствия пиратского плена не стереть за месяц. Грустные глаза выдают, заглянешь в них - и сразу видно: человек пережил потрясение. Да и говорить о тех днях, проходящих на грани жизни и смерти, моряку тяжело до сих пор. Оживляется он, лишь когда речь заходит о попытке сбежать от пиратов. Пусть неудачной, но предпринятой еще свободными людьми.

- Почему же не удалось спастись? Никто не принял ваш сигнал SOS? Или пираты смогли ворваться в машинное отделение?

- То, что мы продержались шесть часов, забаррикадировавшись в машинном отделении, уже было удачей. Это мера безопасности при нападении на корабль. Спускаясь вниз, мы задраивали все люки, двери, окна. Пока ты не в плену, есть надежда, что судно отобьет сторожевой корабль. Но нам в тот день не повезло…

Мы направлялись на Сейшелы и увидели на горизонте два спидбота. Это пластмассовые катера с мощными двигателями, сомалийцы называют их «фараготы». В каждой посудине сидели по восемь вооруженных до зубов чернокожих. Они подошли с двух бортов и начали забрасывать лестницы с крюками. Капитан приказал команде срочно собраться на мостике, потом отбил команду SOS и приказал закрыться в машинном отделении. Все это время пираты ломали двери, резали засовы, петли, открывали люки. Они торопились, притащили даже автоген. 

- Пока ждали помощи, составили план, как будете давать отпор пиратам?

- Плана не было и быть не могло. Шансов отбиться от вооруженных бандитов у простых моряков нет. Сомалийцы очень агрессивны. Если во время атаки ранить кого-то из них, вся команда умрет мучительной смертью.

Павел замолчал, несколько минут смотрел в пол и тихо продолжил:

- Они забрались в машинное отделение через верхний люк. Вырвали несколько дверей, выбили петли и начали запрыгивать в машинный зал с криками и стрельбой. Приказали всем встать, сложить руки за голову и, смотря в пол, подниматься на мостик. При этом сопровождали нас ударами прикладов. Тем, кто поднимет голову, грозил расстрел. 

- Было страшно?

- Ну я бы не назвал это страхом, - снова сделав долгую паузу, Павел призадумался: - Это настоящая жуть, которую я не могу передать словами. Когда мы собрались на мостике, нас усадили на полу плотно друг к другу. В этот момент к нашему газовозу подоспел турецкий эсминец, который откликнулся на сигналы SOS. Но было поздно. Военные сопровождали нас до самого Сомали, но атаковать не решились.

МЕНЮ ПИРАТОВ: РИС, МУКА И ВОДА

- Что происходило в Сомали? 

- Мы плыли двое суток. Все это время команда сидела на мостике как селедки в бочке - даже пошевелиться не могли. Встать нам разрешили лишь раз, чтобы спуститься в каюту за документами.

Когда на горизонте появилась земля, у берега были видны с десяток больших пароходов из разных стран. Похоже на большой порт, одна разница: все суда - это пленники.

Мы заняли место в так называемом порту. Как только прибыли, сомалийцы начали выносить из трюмов наши продукты и вещи. Выгребли все до крошки. После чего начали сливать из баков топливо. Когда все было сделано, группа захвата покинула корабль и передала нас охранникам.

Жили мы прямо на мостике, спали на матрацах. Каждый день на корабль приносили еду - рис, муку и сладкую воду. К счастью, филиппинцам из нашей команды разрешили ловить рыбу. Это нас спасало. Иногда мы видели, как появлялись военные корабли из Европы. Но близко они не подходили. Все понимают: атаковать базу пиратов - все равно что расстрелять заложников. Раз в неделю над портом пролетала военная авиация. В этот момент с захваченных кораблей открывали шквальный огонь - пираты показывали, что заложников хорошо охраняют.

- Сомалийцы использовали вас как рабочую силу или их интересовал только выкуп?

- Работать нас не заставляли, но использовали для управления судном. На нашем York бандиты несколько раз выходили на охоту. Нашему капитану приказали выйти в море. Он отказался, его до полусмерти избили, а потом увели куда-то. 

Командование приняли старший механик и его помощник. На пути нам встречались мелкие катера и пакистанские рыбацкие посудины. Сомалийцы их атаковали и сливали топливо, чтобы заправить наш сухогруз.

Вторая вылазка была похожа на боевик. В море мы встретили буксир, который тащил баржу. Нас заставили спустить спидботы на воду. Пираты взяли GPS, гранатометы, автоматы и рванули к барже. Но уже через несколько минут вернулись обратно с ранеными и убитыми. Выяснилось, что буксир сопровождали военные. Но даже военная охрана не испугала корсаров - они стали еще злее. Взяли дополнительных людей, боеприпасы и поспешили обратно. После жесткой перестрелки экипаж буксира обрубил концы баржи и ушел. Мы пришли обратно с трофеем.

Продержав немецкий газовоз York почти пять месяцев в плену, пираты отпустили его за $4,5 млн.

РОДСТВЕННИКИ - ПОСЛЕДНИЙ КОЗЫРЬ

- Кто отдает команды пиратам?

- Кто именно отдает приказы сверху, не знают даже сами бандиты. У них есть группы захвата, охранники, обслуживающий персонал, техническая группа, которая вскрывает двери во время захвата. Переговоры с судовладельцем ведут посредники. Есть у них и разведка - люди, которые просматривают Интернет. Они отслеживают маршруты кораблей. Когда идет передача выкупа, к судну приезжают какие-то серьезные люди, которые и забирают мешки с деньгами. Остальным остаются крохи. 

- Как определяется сумма выкупа?

- Есть определенные таксы на танкера, сухогрузы. Сумма зависит от года постройки корабля и от товара. Если судну уже 50 лет, никто не будет за него просить громадные деньги. Самые дорогие - танкеры, которые везут нефть, или газовозы. Пираты знают: владельцы этих кораблей - богатые компании, которые могут раскошелиться. 

- А если переговоры заходят в тупик, команду убивают?

- За дело берутся боевики. Они приезжают на корабль и несколько дней избивают экипаж. Потом дают телефон и заставляют всех звонить в свои компании, МИД, куда только можно. Не разрешают набирать только семьи. Родственники - это последний козырь.

Если физическая расправа не действует, пираты начинают «убивать» морально. Методов у них много. К примеру, загоняют всех в маленькую комнатку, ставят на корточки и заставляют сидеть как шпроты в банке - ни подвинуться, ни пошевелиться. При этом над головами все время передергивают затворы. В таком положении могут заставить сидеть и 8 часов. Или же говорят, мол, ваша компания отказалась вести переговоры. Поэтому через три дня судно сжигаем, а команду пускаем в расход. Становится реально страшно, ведь мы не знаем, как проходят переговоры. В плену команда в полном неведении.

«Подшучивают» над пленными и охранники. К примеру, показывают на троих человек и говорят: завтра на рассвете вам отрежут головы. Вечером признаются, что это шутка. Но до этого времени ребята теряют по нескольку килограммов веса. Это настоящий ад. Люди умирали от сердечных приступов, случались нервные срывы, даже с ума сходили. Всякое бывало.

Хотя заложники - это деньги. Угрозы становятся реальностью, когда переговоры безнадежно заморожены или ведутся уже несколько лет. Или если заложники вздумают бежать, как это было с судном Beluga Nomination - во время попытки бегства погибли два россиянина, украинцу удалось спастись.

СОМАЛИЙЦЫ САМИ ХОТЯТ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЭТОГО АДА

- Кто идет в пираты?

- Все мужское население Сомали. Как накормить семью, если в стране нет ни банков, ни магазинов, ни экономики, ни работы, нет ничего? Вот и приходится идти в специальные пункты просить еду для детей, чистую воду. Потом на каждого сомалийца составляется долговая книга. В итоге, чтобы погасить долг, им приходится идти в пираты или охранять захваченные суда. Иначе здесь денег не заработаешь.

Нам встречались сомалийцы, которые, как и мы, хотели вырваться из этого жуткого места. Они понимают: у страны нет будущего. Некоторые даже оставляли свои электронные адреса и телефоны. Слезно просили, чтобы мы после приезда домой помогли им выбраться в Европу.

- В море снова пойдете, несмотря на пиратов?

- Пойду. К сожалению, гарантировать безопасность в море сегодня не может никто. Пираты действуют повсюду. Чтобы себя хоть как-то обезопасить, нужно подписывать контракты только со стабильными компаниями, которые не оставят команду на произвол судьбы. Ну а там уж как повезет. 

Дома Павла ждала любящая жена Алена и две дочери - 6-летняя Эмилина и 21-летняя Оля.

СПРАВКА «КП»

В связи с активизацией сомалийских пиратов в Аденском заливе, Аравийском и Индийском океанах, некоторые государства отправили в регион свои военные корабли. В помощь ВМС НАТО, которые караулят пиратов с 2002 года, к берегам Сомали подошли военные суда Индии и Южной Кореи. Вступили в борьбу с корсарами и страны ЕС, начав против пиратов военно-морскую операцию Atalanta. Отправила свой сторожевой корабль «Неустрашимый» и Россия. Но несмотря на борьбу с пиратством, количество морских нападений с каждым годом только растет. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным Международной морской организации, в сомалийском плену на сегодняшний день находятся 19 торговых и 3 рыболовных судна. Свободы ждут 515 моряков. Больше всего в плену филиппинцев - 84 человека, 29 китайцев, 11 итальянцев.

По-прежнему ждут освобождения и 14 украинцев: 6 на сухогрузе Blida (капитан корабля украинец), попали в плен 6 января 2011 года, два украинца на судне Dover, атакованном пиратами 28 февраля 2011 года, и 4 моряка на корабле Susan K, угодившие в плен 8 апреля. Переговоры по поводу их освобождения продолжаются.