Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Не поверю, что дочь сама бросилась под поезд. Ее убили!»

«Не поверю, что дочь сама бросилась под поезд. Ее убили!»
Фото: На этом месте с разницей в полгода погибли друзья.

Две несправедливо ранние смерти, горестные похороны и незаживающая рана в сердцах близких. А для железнодорожников - два неприятных инцидента. И лишняя работа для милиции. Правда, окончилась она ничем. Смерть Ани и Саши признали суицидом, значит, криминала нет, дела закрыты. Две трагедии для ответственных служб стали всего лишь частью статистики. Они даже не попали в официальные сводки, которые передаются в прессу. Но родители подростков не могут смириться с официальными выводами. Они хотят узнать правду о гибели детей и живут сейчас только ради этого.

«Комсомолка» провела собственное расследование.

«ПАПА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

С Владимиром Кудлаем, отцом 17-летней Ани, я впервые встретилась в ноябре прошлого года. О смерти единственной дочери он говорил с такой болью, словно раскаленными щипцами выдергивал из себя каждое слово. В прессу обратился через полтора месяца после гибели Ани в надежде найти тех, кто видел дочь в последний день ее жизни. Тогда эта история так и не появилась на страницах газеты. Слишком противоречили друг другу версии отца и следствия. Он искал виновных вне дома, а милиция и прокуратура осторожно намекали: а может, дело как раз в семейной ситуации? 

Аня погибла 22 сентября. Из родных последней ее видела мама Елена. Вместе они приехали рано утром из Борисполя в Киев. Возле станции метро Елена села в маршрутку и уехала на работу, а Аня должна была спуститься в подземку и отправиться на занятия в медуниверситет. Но на парах девушка так и не появилась. В полдень матери позвонили из милиции: «Ваша дочь погибла под поездом недалеко от Борисполя. Приезжайте опознать». Эти слова разделили жизнь родителей на «до» и «после». 

- В 9.15 утра Аню сбил поезд «Киев - Астана», - рассказывает Владимир. - При ней нашли визитку жены, поэтому первой позвонили ей. Опознавать тело дочери приехал я. Те страшные минуты помню, словно в тумане. На следующий день мы Аню похоронили. В закрытом гробу. С дочкой мы часто перебрасывались сообщениями «Я тебя люблю». Просто так, без повода, чтобы было теплее на душе. В то последнее утро дочь прислала мне такую же SMS около 9.00. Как я мог знать, что это были ее последние слова?! 

ПОДРУГЕ ПРИСНИЛСЯ ТРЕВОЖНЫЙ СОН

Аня была талантливой девушкой: в бориспольском лицее «Дизайн - Освiта» ее уважали за победы в предметных олимпиадах и трудолюбие. Она редко отказывала в помощи одноклассникам, была внимательна к друзьям, читала классику, писала стихи. 

- Она была мудрой не по годам, - вспоминает ее подруга по лицею Оля. - Чувствовала плохих людей и не подпускала их к себе. У Ани было много поклонников. Но серьезные отношения с парнями ее пока не интересовали. Она хотела учиться. И когда поступила в медуниверситет, ушла в книжки. За месяц до смерти Ани мне приснился тревожный сон про нее. Я рассказала об этом Ане, но она только загадочно улыбнулась.

Оля говорит, что накануне гибели Анна прислала ей сообщение по Интернету.

- Она попросила у меня прощения, но я не придала этому значения. Подумала, что подруга переживает, что из-за учебы мы редко видимся…

ЗАГАДОЧНЫЕ ПРОГУЛЫ

Необычное поведение Ани заметила и ее однокурсница Лиля. За две недели учебы девушки успели сдружиться и даже решили на зимние каникулы вместе поехать в Карпаты. 

- Мне казалось, что Аня не умела врать и скрывать плохое настроение, - рассказывает Лиля. - Незадолго до случившегося мы с девочками обсуждали самоубийц и линии жизни на руках. И хоть ее линия показалась недолгой, Аня искренне говорила, что ни разу не помышляла о смерти. 

В последнюю неделю Аня дважды прогуляла занятия. Сначала сказала, что надо сидеть с ребенком родственников. А потом просто ничего не объяснила. Для прилежной студентки, которую преподаватели хвалили с первых дней учебы, это было странно. 

- После смерти Ани выяснилось, что про ребенка она соврала, - продолжает Лиля. - А в другой пропущенный день якобы готовилась к зачету по анатомии, до которого оставалась еще масса времени. Даже если она потратила это время на учебу, почему не сказала родителям? Они были уверены, что дочь на занятиях. 

В день, когда погибла Аня, группа писала контрольную. Подруги договорились встретиться за 15 минут до начала пары. Аня написала SMS, что опоздает. На звонки не отвечала.

После трагедии Лиля пыталась понять, страдала ли Аня из-за несчастной любви или проблем в семье. Ответы не находились. То ли девушка умело скрывала переживания, то ли вправду ушла из жизни не по своей воле.

Смерть Ани и Саши обсуждают в Борисполе и сейчас. Люди уверены: эти трагедии - не случайны.

 

 

МАШИНИСТ СОВРАЛ?

Картину гибели дочери Владимир и Елена Кудлай начали восстанавливать не сразу. Не могли поверить, что их доченька - умница, красавица, с миллионом планов на жизнь - сама бросилась под поезд. 

- Первой нашей ошибкой было то, что мы допустили провести судмедэкспертизу в Борисполе, а не в Киеве, - говорит Владимир. - В нашем городке все сделали быстро, особо не вникая в подробности. Хотя тело дочки было сильно изувечено поездом, никто не удосужился проверить, не были ли нанесены ей травмы до этого, не изнасиловали ли. 

Родные пытались понять, каким образом Аня вернулась из Киева в Борисполь и оказалась на отшибе города, где раньше и не бывала никогда. На записях камер видеонаблюдения видно, что в метро она даже не спускалась. А если верить распечатке с мобильного телефона, в последний раз Ане звонили, когда она уже ехала в сторону Борисполя. 

- За то время, которое прошло с тех пор, как она попрощалась с мамой и поговорила с кем-то по телефону, она бы не успела дождаться маршрутки. Значит, в Борисполь уехала на попутке. Как же это на нее не похоже: она не то что боялась ловить машины - даже дорогу на красный свет никогда не перебегала! Да и от остановки общественного транспорта в Борисполе до отдаленной железной дороги далеко ехать. Ее наверняка могли туда отвезти. Но кто и зачем?

Узнать, кто тот последний человек, с которым говорила Аня, родным так и не удалось. В сумочке погибшей девушки остались 600 гривен и электронная книжка. Мобильный исчез. Насторожили отца девочки и противоречивые данные работников железной дороги: друг другу перечили показания машиниста поезда и регистратора локомотива. Удивляли и слова дежурной переезда в паре километров от места гибели Ани. 

- Дежурная утверждала, что видела, как моя дочь шла по рельсам, - рассказывает Владимир. - Описывала ее как девушку, разодетую в золото и дорогие вещи. А на дочке были небольшие серьги и цепочка, которые трудно заметить издалека. Рядом с переездом находится техникум. Возможно, дежурная видела не мою дочь, а другую девушку?

Я пытался встретиться с женщиной лично, но она отказалась. Больше всего мне не дают покоя показания машиниста. Он утверждал, что увидел Аню за 100 метров до удара, подал звуковой сигнал. За 50 метров начал тормозить. А остановился через 50 метров после удара. При этом, по данным регистратора локомотива, тормозной путь поезда составил 440 метров! Получается, что машинист должен был остановиться не через 50, а 390 метров от места столкновения. Неужели машинист мог ошибиться в расчетах? И выходит, что Аня ждала удара, стоя на рельсах 30 секунд!

Отец девочки нарисовал две противоречащие друг другу схемы движения поезда по данным машиниста и регистратора локомотива, пытаясь понять, что же произошло. Возможно, Аню положили на рельсы уже мертвой или спящей? Возможно, машинист не заметил других людей рядом с ней? А может, просто побоялся сказать правду? 

Владимир и Елена Кудлай знают, что дочь не вернуть. Они живут надеждой найти виновных в ее смерти.

БЕЗ КРИМИНАЛА

В транспортной милиции и прокуратуре дело о гибели Ани Кудлай признали самоубийством. 

- Доказательств того, что девушку убили, нет, - объяснил транспортный прокурор Киевской области Алексей Крыжановский. - Показания машиниста, дежурной и регистратора локомотива говорят о том, что она сама бросилась под поезд. Поэтому мы отказали в возбуждении уголовного дела. 

Неофициально в милиции рассказали: будто бы незадолго до трагедии Аня пыталась узнать, как можно себя погубить. В Интернете она искала советы, с какого этажа лучше прыгнуть, какую инъекцию сделать. Якобы, увидев эти страницы в Сети, родители тотчас их удалили. Впрочем, настойчивость близких погибшей девочки в милиции и прокуратуре воспринимали с пониманием - родители самоубийц не хотят принимать правду и ищут виновных там, где их нет. 

А родители Ани не сдавались. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела они оспорили в суде. И выиграли. Но поможет ли это?

…Мы созвонились через пару месяцев. Отец Ани был взволнован и растерян:

- Знаете, недалеко от того места, где нашли Аню, погиб еще один ребенок. Саша, ему было 16 лет. Он - Анин друг.

БЕЗНАДЕЖНО ВЛЮБЛЕННЫЙ

С фотографии смотрит белокурый парнишка с ясными глазами. На снимке - траурная лента. Cаша погиб 9 февраля. Около восьми вечера на железной дороге под Борисполем его сбила электричка «Киев - Яготин». Парень шел по рельсам, одной рукой прижимая к лицу воротник куртки, чтобы укрыться от ветра, в другой держал мобильный. Одной из последних, с кем он в тот вечер говорил по телефону, была его первая и трагическая любовь - Юля. Именно ее имя за пару дней до беды он выцарапал лезвием на руке.

- Саша и Юля встречались больше года, - рассказывает мама погибшего, Елена. - Я видела, что им хорошо вместе, и искренне радовалась. Все изменилось осенью, когда Юля поступила учиться в столичный техникум. Новые знакомые, увлечения, минимум свободного времени. Они расстались. Думаю, по инициативе Юли. Но держать на нее зло Саша не мог, предложил остаться друзьями.

Для Елены сын был самым близким человеком.

Что творилось в то время в душе парня - трудно объяснить. Он отчаянно пытался вернуть прежние отношения с любимой, хотел быть с ней рядом.

- Когда я увидела, что сын выцарапал на руке имя Юли, - рассердилась, - говорит Елена. - Сказала, что однажды он полюбит девушку с другим именем, а этот шрам будет неприятным напоминанием. Он отрезал, что я его не понимаю, что больше в его жизни никого, кроме Юли, не будет. Так и случилось.

«МНЕ НАДО ТУДА, КУДА УШЛА АНЯ»

О смерти сына Елена узнала около полуночи. К тому времени она обзвонила всех друзей - никто не знал, куда ушел Саша. Он даже не попрощался с мамой и 2-летней сестричкой Лизой: заглянул к ним в ванную и сказал, что скоро вернется. 

На похоронах Елена держалась как могла, когда друзья сына от рыданий буквально теряли сознание. И, несмотря на косые взгляды, оберегала Юлю, не позволяла обвинять ее в смерти Саши. 

- Она не желала ему смерти, ценила его. К тому же знала, что в тот вечер Саша был возле железной дороги, - говорит Елена. - Когда они говорили по телефону, Юля слышала гудки поезда. Она просила сына уйти оттуда, не делать глупостей. Думаю, что он даже послушал ее и собирался вернуться в город. Но из-за ветра не услышал шум электрички. А машинист даже не попытался затормозить. Ударив Cашу, он проехал еще километр. И только тогда остановился.

Согласно экспертизе парень умер от черепно-мозговой травмы. Других повреждений на его теле не было. Верить в то, что сын сам прыгнул под поезд, любящая мама отказывается. 

- Возможно, - размышляет Елена, - Саша шел спиной к поезду и мог просто не заметить свет. Да, наверное, в те минуты ему было плохо. Иначе зачем бы он поехал туда один в ненастную погоду? Но убивать себя он не хотел. 

О том, почему ее сын погубил себя именно на той железной дороге, Елена не задумывалась. Пока ей не позвонили родители Ани Кудлай. О смерти этой девочки она слышала разные версии, но старалась не осуждать никого. Аня всего на год старше Саши, закончила лицей, в котором учился ее сын. К тому же дети хорошо знали друг друга. 

- Они общались, пока Аня училась в лицее, - говорит Елена. - Но после выпускного почти не виделись. Я даже не знала, что Саша был на ее похоронах. Друзья сына рассказали мне, что гибель Ани сын переживал как-то особенно, по-своему. Тогда он тихо сказал фразу, которой никто не придал значения: «Мне надо туда, куда ушла Аня».

Неужели несколько месяцев после гибели Ани Саша думал о том, чтобы повторить ее поступок? И в минуту отчаяния пошел именно туда, где она погибла? 

P.S.

 Сегодня в Соломенском райсуде Киева состоится очередное заседание по делу гибели Ани Кудлай. Прокуратура будет оспаривать решение суда о том, чтобы вернуть материалы на дорасследование. Следователи по-прежнему уверены, что девушка ушла из жизни по своей воле. А значит, борьба за поиск истины для родителей Ани продолжается.

Будет добиваться правды и мама Саши Никульченкова. Она уверена: ее сына убила халатность железнодорожников. Пожалуй, для тех, кто потерял самых близких людей, борьба - единственное, что дает им силы жить.

Фото автора и из семейного архива. 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Смерть по цепочке

- Бывали случаи, когда самоубийства происходили по цепной реакции, - объясняет психолог Любовь Найденова. - Особенно пример чужой смерти заразителен для неокрепшей психики молодежи. Не исключаю, что в этом случае парень ушел из жизни, помня о гибели подруги. Первая любовь часто сужает сознание парней. Их мир буквально закрывается на том, кого они сейчас боготворят. И когда чувства не находят ответа, сознание влюбленного рисует только негативные картинки. Думаю, что трагическая смерть подруги была для него серьезной травмой, после которой последовала личная трагедия.

Родители должны объяснить ребенку, что такое смерть. Да, она - неизбежна, всегда была, есть и будет. Но ребенок должен знать: лишать себя жизни - не выход, а проявление слабости. И, конечно же, столкнувшись со смертью, любой человек нуждается в реабилитации: теплых словах, поддержке и постоянном общении.