В это воскресенье - четвертая годовщина одного из самых резонансных преступлений, которые были совершены на территории Украины. 27 марта 2007 года на пороге Святошинского райсуда Киева от пули киллера пал скандально известный российский бизнесмен Максим Курочкин. Он же - Макс Бешеный. Дерзкое убийство до сих пор считается нераскрытым. Хотя следователям известно не только имя человека, нажавшего на курок, но и вся его биография.
ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ
Уроженец Днепропетровской области 35-летний Тимофей в 90-е годы занимался рэкетом в составе одной из украинских организованных преступных группировок. Когда банду накрыли, скрылся в Москве и со временем получил российское гражданство. Связь с криминалом не прервал - по-прежнему охотно помогал в разрешении многих вопросов, входил в группу боевиков, которых специально готовили для выполнения спецзаданий.
Одна из тренировочных баз располагалась в Крыму, где Тимофей оттачивал искусство стрельбы. Когда в Киеве был подготовлен план ликвидации Макса Бешеного, это задание поручили ему и прислали напарника для подстраховки - если вдруг «мишень» выведут из зала Святошинского суда не во внутренний дворик, а с центрального хода. Это могло случиться в том случае, если бы суд изменил меру пресечения с ареста на подписку. Винтовка чешского производства Sako тоже была выбрана не случайно. От ее пули не спас бы даже бронежилет, которого, правда, на жертве и не было.
Напомним, Курочкин заявлял в суде, что опасается за свою жизнь, но значения его словам не придали. А зря! Сигналом для тревоги должно было послужить хотя бы то, что 16 марта возле села Плюты под Киевом был расстрелян джип «Тойота Ленд Круизер» с тремя доверенными людьми Курочкина. Убитыми оказались его секьюрити, в том числе начальник охраны Андрей Харчишин. По данным правоохранителей, они везли из Москвы деньги для «решения вопроса» об освобождении Курочкина из СИЗО. Своих охранников бизнесмен пережил всего на 11 дней.
ИДЕАЛЬНОЕ ПОКУШЕНИЕ
Выстрел производился с чердака 9-этажного дома, окна которого выходили во внутренний двор суда. Убойная сила Sako была чудовищна. Прошив насквозь сердце Курочкина, пуля ранила в живот следовавшего за ним конвоира Андрея Литвинчука и застряла в двери. Преступление было спланировано фактически идеально. Но все же киллер оставил для сыщиков некоторые зацепки. А вот с розыском его возникли трудности.
- После проведения следственных действий и получения необходимых доказательств столичная прокуратура вынесла постановление о привлечении исполнителя в качестве обвиняемого, - рассказывает замминистра МВД Василий Фаринник. - Мы предполагаем, что киллер находится в России. Еще в июне 2007 года Святошинский райсуд Киева выдал санкцию на его задержание. Однако наши северные коллеги отказались выдавать подозреваемого, сославшись на ст. 57 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах», принятую в 1993 году. Исполнитель является гражданином Российской Федерации и выдаче другому государству не подлежит.
Сейчас Тимофей объявлен в межгосударственный розыск, формально его местонахождение неизвестно. Следствие приостановлено и может быть возобновлено, только если киллер окажется в руках украинских правоохранителей. А Тимофея уже, может быть, и нет среди живых...
Фото УНИАН.
СПРАВКА «КП»
Максим Курочкин родился 4 июня 1969 г. в Москве. Окончил юридический факультет МГУ. В Украине был известен как руководитель «Российского клуба», который открылся накануне выборов президента Украины в 2004 году. Клуб являлся своеобразным центром российских и украинских политологов - противников оранжевой революции.
Курочкин являлся совладельцем гостиниц «Премьер-палас» и «Днепр» в Киеве, а также отеля «Ореанда» в Ялте. Ему принадлежал днепропетровский рынок «Озерка» и доли в нескольких облэнерго.
В феврале 2005 года был объявлен в розыск в Украине по подозрению в причастности к вымогательству 10 тысяч долларов у столичного предпринимателя. 20 ноября 2006 года Курочкин прилетел из Москвы в Киев и был арестован в аэропорту «Борисполь». 27 марта 2007 года убит на пороге Святошинского суда.
В ТЕМУ
Сокамерник Анатолий ОБРАЗЦОВ: «Чтобы поговорить с Максом, я объявил голодовку»
Владимир БУГА
Луганский бизнесмен провел в СИЗО с Максом Бешеным последние две недели его жизни.
- В Лукьяновское СИЗО №13 я попал по экономической статье. Когда узнал, что в СИЗО перевели Курочкина, решил, что мне очень нужно с ним встретиться, и стал решать, как это сделать. Ведь Курочкина содержали в отдельной камере.
Тюремное «радио» донесло, что Максим объявил голодовку. По правилам исправительных учреждений голодающих должны изолировать от других заключенных. Я тоже написал заявление о голодовке, и меня отправили к Курочкину. Первым, что я от него услышал, было: «А ты знаешь, Толя, что смерти нет?»
По словам Анатолия Образцова, Курочкин, когда летел в Киев, уже был готов к аресту. Он говорил: «Меня убедили прилететь в Киев, сказав, что мой арест станет последним доводом за отставку тогдашнего министра МВД Юрия Луценко. Мол, Луценко уйдет, и меня выпустят». Через две недели после ареста Курочкина Луценко действительно сняли. Но Максим остался сидеть. Он понял, что его «кинули».
Были моменты, когда Макс действительно становился бешеным. Мог накинуться на охранника, на конвоира. Утихомирить его были не в состоянии даже пятеро здоровых мужиков.
- Выходя из камеры перед судом, Макс уже в дверях обернулся, обнял меня, чего раньше никогда не делал, и сказал: «Прощай, Толя!»