Загрузить еще

Джоконда оказалась наполовину юношей

Джоконда оказалась наполовину юношей
Фото: Эксперты уверены, что лицо Моны Лизы включило в себя черты ученика Леонардо по прозвищу Салай (на фото слева).

Едва искусствоведческое сообщество свыклось с новыми разгадками «Моны Лизы», как исследователи выдали новую версию создания самой загадочной картины.

- Это напоминает литературную историю портрета Дориана Грея. Только в данном случае картина преображалась не мистическим образом, а в результате доработок самого автора, - рассказал «КП» куратор исследований, президент Национального комитета исторического и культурного достояния Сильвано Винченти.

Свидетельство тому - многослойный характер самой работы, а также архивные материалы. Около 20 лет это полотно повсюду сопровождало своего создателя и корректировалось им, став в итоге своего рода творческим завещанием Леонардо, считает Винченти.

Первоначальной моделью послужила Лиза Герардини, жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Но позже меланхоличная синьора стала трансформироваться, приобретая черты любимого ученика художника - Джакомо Каприотти, которому Леонардо дал прозвище Салай. Это слово арабского происхождения обозначает «страстный порыв». Дело в том, что юноша обладал утонченной женственной внешностью, но ужасным нравом. Леонардо многое ему прощал, даже воровство собственных денег.

- Салая без труда можно узнать на многих картинах и эскизах художника, - говорит Винченти. - Его черты, например, угадываются в изображении апостола Иоанна в «Тайной вечере». Неудивительно, что после смерти да Винчи многие полотна были завещаны им именно Салаю, включая тогда еще безымянную «Джоконду». 

Соединение в вечной гармонии мужского и женского начал - одно из главных посланий, скрытых в этой картине, считает Винченти. Оно дублируется Леонардо и в мелких деталях, обнаруженных экспертизой. Под одной из арок моста, изображенного справа от фигуры, - цифры 7 (каббалистический символ единства противоположностей и божественного сотворения мира) и 2 (мужское и женское начала). А в зрачках у Моны Лизы исследователи обнаружили буквы L (Леонардо) и S (Салай). 

Рим.