Загрузить еще

Украинские эксперты: «Самолет мог рухнуть из-за взрывного устройства в салоне»

Крушение пассажирского самолета авиакомпании «Сибирь» в октябре 2001 года по-прежнему остается белым пятном в истории украинской армии. На днях эта трагедия снова оказалась в центре внимания. 

На заседании Киевского хозяйственного суда прозвучала версия экспертов НИИ судебной экспертизы и Харьковского института воздушных сил. Ученые полностью опровергают заключение Межгосударственного авиационного комитета, сделанное вскоре после крушения самолета. По их мнению, Ту-154 мог рухнуть в море не из-за украинской ракеты, а из-за взрывного устройства внутри лайнера. 

Напомним, в катастрофе пассажирского самолета, выполнявшего рейс из Тель-Авива в Новосибирск, погибли 78 человек. Вскоре заговорили и об основной версии случившегося: самолет могла поразить ракета С-200В, выпущенная из зенитного комплекса во время учений украинских военных на полигоне Опук в Крыму. И хотя уголовное дело Генеральная прокуратура закрыла в связи с отсутствием состава преступления со стороны представителей Мин­обороны, Украина выплатила компенсации родным погибших, тогдашний глава ведомства Александр Кузьмук решил подать в отставку. 

- Наши военные никого не сбивали, - подтвердил он в интервью «КП» свою позицию. 

Очередное заседание суда по делу «Авиакомпания «Сибирь» против Минобороны и Госказначейства Украины» пока не внесло ясности в ситуацию. Владельцы самолета, требовавшие в начале разбирательств $15 миллионов, снизили сумму компенсации до $6,5 млн. Однако отдавать деньги и признавать свою вину Минобороны не спешит. Доказательство тому - заключение украинских ученых, которое оказалось в руках журналистов, и показания экспертов в суде. 

- Радиолокационная станция, которая обеспечивала стрельбу данной ракеты, сопровождала только мишень «Рейс», которую нужно было поразить, - заявляют эксперты. - Это значит, что она не могла отслеживать пассажирские самолеты. К тому же за три минуты до катастрофы мишень была уничтожена огнем другого зенитного комплекса, и излучение аппаратуры ракеты С-200В прекратилось. То есть она не могла поразить самолет. Не исключено, что самолет рухнул из-за взрывного устройства внутри или снаружи лайнера. 

Также эксперты утверждают, что самолет не излучал сигнал «Я свой», а значит, о нем не знали в пунктах Вооруженных сил Украины. 

Тем не менее адвокаты  авиакомпании настаивают на том, что исследования украинских ученых делались только по материалам выводов МАКа и в них нет перечня изученных объектов и информации об их состоянии. То есть можно оспорить  компетентность новых исследований. Сами эксперты Киевского НИИ судебной экспертизы, чьи выводы обнародовали в прессе, пока отмалчиваются. «КП» надеется, что они все же согласятся озвучить свое мнение. Ведь следующее заседание по громкому делу состоится уже 27 января.