- Так ведь не едет никто…
- Кто вам сказал?
- Так ведь акулы! Туристы сдают путевки пачками…
- Это вы газет начитались.
М-да. Я не начиталась, я в ней работаю.
Лезу в Интернет. Сайты пестрят предложениями путевок от 130 долларов. Но, когда я звоню по указанным телефонам, выясняется, что этих путевок уже нет, а есть другие, подороже, на другое количество дней, и вообще «берите, что дают, потому что разгар сезона, и скажите спасибо акулам, что вообще что-то есть». Выясняется, что, в сущности, отхлынувший от Египта поток «перестраховщиков» вполне восполнен нахлынувшим потоком рисковых и польстившихся на падение цен людей. Если бы не реальные человеческие жертвы, я бы уже подумала, что акулу-людоеда придумали хитрые египетские пиарщики, хорошо изучившие славянский менталитет.
Иду ва-банк:
- Давайте путевку в тот отель, где акула напала на туристов! Туда-то, надеюсь, ехать опасаются…
- Да вы что! Они давно на «стопе»! (100% заполнены - профессиональный сленг.) Там тем более мест нет. Кстати, вы нам не первая звоните и специально его просите. Для многих наших туристов акула - лишь дополнительный повод ехать в Шарм! И дешевле, и интересно. Наши риск и халяву любят... Если только в том, где немка погибла… Там несколько мест есть, но он «делюксовский», очень дорогой, и цены на него не снизились.
Рекламируемые супердешевые путевки, когда я звонила, обычно были «уже выкуплены». А остальные дешевле привычных цен дай бог на несколько десятков долларов, в зависимости от звездности отеля. В итоге я приобрела неделю в 3-звездочном отеле в пяти минутах ходьбы от моря за $360 - самый экономный вариант из «срочных», которые были в наличии. Недорого, но и аномальной дешевизной не назовешь. Так где же оно - «обрушение египетского туристического рынка», о котором все говорят вот уже неделю?
- Именно сейчас никакого обрушения рынка нет, оно только грядет после Нового года! - объясняет странное несоответствие реальности слухам генеральный директор турагентства «Оn-line вояж» Рашат Мамедов. - Да, продажи путевок в Египет упали на 10%, но это не страшно. Благодаря незначительному снижению цен. А вы правы, снизились они совсем немного, все по-прежнему раскупается. И с отказами особой проблемы на данный момент нет. То есть люди-то пытаются отказаться, но передумывают из-за слишком больших штрафов - 80% от стоимости путевки.
Настоящие проблемы нас, похоже, ждут после праздников. Вот от февральских туров идет очень много отказов. Мы пытаемся успокоить людей. Говорим про бесплатные поездки в коралловый заповедник, про то, что через месяц все вообще уже забудется, но люди боятся… Была же примерно такая же история, когда акулы пару лет назад появились в Турции, на курорте Чешме. А потом они ушли, и все забылось. Надеемся, и здесь будет так же.
«В МОРЕ? ПОЛЕЗУ…»
День вылета. Аэропорт. На регистрации в Шарм, как всегда, толпа народа. Полно детей. Испуганным или даже озабоченным никто не выглядит. Прогуливаюсь мимо, прислушиваясь к разговорам. Про акул - ни слова. Начинаю спрашивать. Ответы делятся на типично женские:
- Акул боюсь. В море пойду, только если будет разрешено, а так в лучшем случае ноги помочу у берега или буду ездить в этот заповедник. Глупо рисковать не стану и детям (мужу, друзьям) не позволю. Будем плавать в бассейне. Ничего страшного. Главное же - солнце. Тепло и отдых.
И две разновидности типично мужских. Вариант первый:
- Акул не боюсь, а опасаюсь. Буду ли плавать, зависит от полноты налитого стакана. Риск - это нормальная русская черта. Но трезвым не пойду - только по колено…
Вариант второй, свойственный, кстати, не только мужчинам, но и подавляющему большинству молодых девушек:
- Акул не боюсь. Русские не сдаются! Плавать буду обязательно! А если акула? Значит, не судьба!
Кстати, сдавать путевки никто из пары десятков опрошенных мною попутчиков даже не пытался. А некоторые и собрались ехать в Египет именно из-за акул: «Надеялись, что дешевле будет и интересно».
- В море? Конечно, полезу! - улыбается Саша, дайвер с 10-летним стажем. - Мы с друзьями за этим и едем. Будем погружаться. А если увижу акулу, буду спокойно себя вести, и она меня не тронет. Уверен. Не боюсь.
|
Лиза, 10 лет:
- Акул не боюсь. Знаю, что людей едят... А я в море не полезу. Даже если разрешат!
Идем на посадку. Рядом со мной сидят две юные, совершенно безбашенные туристки Марина и Маша. Маша летит первый раз и страшно боится самолета. Марина тычет ее носом в книжку с анекдотами, повторяя: «Расслабься, отпусти свои мысли…»
- Летать, значит, боишься, а акул - нет? - спрашиваю.
- Наоборот, мы летим к ним поздороваться! - тут же оживает и розовеет бледная от страха Маша. - Будем плавать в Дахабе!
- А если акула? - спрашиваю.
- Ну и что? Они тоже хотят общения!
- А если сожрет?
- Значит, судьба…
- А если серьезно?
- Ой, да нет там никакой особой опасности, всегда же акулы были! - машет рукой Марина. - И кусали они всегда, только это замалчивалось. А теперь просто раздули в прессе…
С соседних кресел слышатся одобрительные возгласы. Многие попутчики с девочками согласны. У меня создается впечатление, что всеобщая беспечность объясняется в основном неосведомленностью людей. Не все знают и верят, что их попросту не пустят в море…
|
«И ВОТ Я В ШАРМЕ»
Как всегда к этому времени пьяная, громогласная толпа вываливается из самолета. В этом состоянии акулу поминают гораздо чаще, как правило, по матушке и с интимными угрозами.
Кстати, вот вопрос, который меня мучил всю жизнь: почему наши, абсолютно нормальные на родине люди, ступая на землю Египта, как будто срываются с цепи? Нажираются, орут и ведут себя как стадо неудовлетворенных шимпанзе? Я смотрю на разгоряченных ребят и понимаю, что таким не то что акула не страшна, им море по колено!
У выхода из аэропорта ждут представители туркомпании, которая меня привезла. Докапываюсь и до них:
- Тут половина самолета собираются в море плавать, как бы ни запрещали…
- Не знаю, не знаю… Все пляжи закрыты, - посмеивается Юрий. - Никто из наших, кстати, тоже не плавает. Я сам перестал в море заходить, хотя раньше очень любил. Не хочу, чтобы меня съели. Здесь все предупреждены, что опасность очень серьезная.
- А вы не боитесь из-за акул потерять туристов, а потом и работу?
- Ну вот, теперь задумался… - смущается.
- Говорят, что акулы уже на берег выходят и там охотятся на туристов, - присоединяется к разговору его напарница. - Люди здесь серьезно напуганы, все уходят с пляжей. У бассейнов мест не хватает...
- Хватает! - снова мажорно перебивает Юрий. - В бассейнах места на всех туристов хватает, даже если они локти расставят… Ничего страшного, в общем. Солнце есть, это главное…
- Йес! Проблемы были. Но уже нет! Все решено! Не беспокойтесь! - по-английски подхватывает выскочивший, как из табакерки, местный паренек.
О разнарядке, данной всем сотрудникам египетских отелей говорить туристам, что все отлично и никаких проблем нет, мне работающие здесь друзья рассказывали еще по телефону. Но теперь прилетевшие люди окончательно запутаны. Я сажусь в автобус, где как раз набирает обороты мини-скандальчик туристов, осознавших наконец, как серьезно обстоят дела, и представителя отеля:
- Увы, все пляжи закрыты, но мы бесплатно возим в заповедник. Там можно плавать… - натянуто улыбается девушка в форме.
- Погодите, нас никто не предупреждал, что пляж в нашем отеле закрыт! - наперебой возмущаются две девушки и две старушки.
- Вы про акул слышали?
- Да. Но говорили, что только некоторые пляжи закрыты. Те, где опасно…
- Так везде опасно!
- Тогда почему нас никто не предупредил, как именно вести себя с акулой? Как теперь вообще в море входить?
- Так вас пустят в воду только на особом пляже, куда возят.
- Так я и там буду бояться! И вообще я хочу в отеле…
Совершенно невозмутим только мой сосед по креслу 5-летний Вова. Он сидит на коленях у папы и молотит кулаком воздух: «Акул нужно бить сильно! Вот так!» Кстати, этот предложенный повсеместно в Инете и СМИ «способ борьбы» с хищниками усвоили, похоже, абсолютно все туристы назубок. Еще в аэропорту, отвечая мне на вопросы, все посмеивались сами над собой, но прилежно повторяли: «Если что, буду бить акулу кулаком в нос». Интересно, как у них это получится. И полезет ли вообще кто-то в море, если их вообще пустят. Завтра я отправлюсь на пляж и расскажу вам все как очевидец.
Фото ИТАР - ТАСС и АП.