ДТП случилось как раз в час пик, когда на улицах скопилось неимоверное количество автомобилей. По версии представителей КП «Горэлектротранс», пустой трамвай 5-го маршрута (Южный вокзал - ул. Одесская) под управлением женщины-водителя направлялся в депо.
- Из-за того что улица Полевая перекрыта на ремонт, по Плехановской идет плотный поток автотранспорта, - отметил начальник службы движения предприятия Александр Укис. - Одна из машин начала обгонять вагон слева, возникла угроза столкновения. Чтобы избежать этого, вагоновожатая предприняла меры экстренного торможения, но трамвай пошел юзом и ударил этот автомобиль.
Водители описывают ситуацию по-другому. По их словам, все машины в момент удара стояли на месте, потому что где-то впереди горел красный сигнал светофора.
- Трамвай зацепил машины и потянул все в кучу, - вспоминает водитель одного из пострадавших авто Александр Локтионов. - Получается, виновен трамвай. Хорошо хоть машина застрахована.
- Вагон без тормозов ехал! - нервно отмахивается владелец разбитой спереди и сзади «Лады». - Свою машину я убрал с проезжей части, чтобы не было новых ДТП.
В результате инцидента трамвай создал живописную «гармошку», в которую попало в общей сложности десять легковушек. Больше всего пострадала «Мазда» - именно эта машина оказалась на пути трамвая первой. Оттаскивали автомобили очень осторожно, ибо у некоторых пострадало газовое оборудование и отчетливо слышался запах газа. К счастью, все обошлось. Серьезно не пострадал никто из водителей и во время самого ДТП.
Вагон и несколько серьезно побитых машин в течение нескольких часов осложняли движение транспорта по ул. Плехановской. Водители при этом пытались определить степень повреждения. Сотрудники ГАИ снимали «картинку» на фотоаппарат, записывали в протокол показания участников инцидента.
По информации госавтоинспекторов, вагон направлялся не в депо (как говорят в «ГЭТ»), а как раз из него - на свой маршрут.
- О причинах случившегося пока судить нельзя, потому что экспертизу никто не проводил, - сообщил капитан милиции Виктор Нетяга, работающий на месте ЧП. - Возможно, трамвай не выбрал безопасную дистанцию или отказали тормоза. Исключать ничего нельзя. Помню, в 1984 году наблюдал, как по Пушкинской едет трамвай, а его водитель вяжет носки. Здесь тоже неизвестно, что происходило.
Представители Харьковской правозащитной группы объясняют, что материальную ответственность за случившееся должен нести виновник дорожно-транспортного происшествия, которого установит следствие. Если выяснится, что виноват трамвай, пострадавшие водители могут подавать в суд на «Горэлектротранс» и требовать возмещения убытков. Правда, в своей практике правозащитники пока не сталкивались с тем, чтобы кто-то из пострадавших в ДТП подавал в суд на это коммунальное предприятие.
- Многое зависит и от позиции страховщиков, которые должны выплачивать компенсации за пострадавшие автомобили, - отмечает заведующая общественной приемной ХПГ Людмила Клочко. - Будет ли страховая компания регрессом подавать на «Горэлектротранс» - неизвестно. В принципе, даже при плохом материальном положении у «ГЭТ» есть оборудование, которое можно арестовать в обеспечение иска.