Я просматриваю это видео, беспомощно сжимая кулаки. В мониторе светловолосый кудрявый мальчишка, растерянно оглядываясь по сторонам, произносит гадости, которые требует от него повторить девичий голос по ту сторону мобильного.
- Ну скажи, скажи, что ты спал со своим отцом, - за спиной у невидимой ораторши слышен дикий хохот и улюлюканье. Толпа медленно наступает на мальчишку, и он, вымученно улыбаясь, говорит то, что просит публика. Зрители хохочут. Затем тычут ему в лицо грязного лохматого щенка, но на сей раз требуют не говорить гадости, а делать их.
Запись резко прерывается, и я наблюдаю уже другую картинку. По облезлой краске и громким крикам пробегающих детей с рюкзаками на плечах узнаю школьный коридор: тот же мальчик лежит на полу. Вдруг со страшной силой на его грудь опускается чья-то нога. Кажется, истошный крик должны были услышать даже на улице, не говоря уже об учительской. Но ни одного взрослого, выбежавшего из кабинета, не видно. Ребятня снова заливается от смеха, и, когда загнанная жертва вдруг поднимается с пола и бросается наутек, дикая толпа устремляется вслед за ней.
Эти записи занимают всего пару минут. Еще две недели назад их активно просматривала, качала и комментировала на страничке социальной сети «В Контакте» молодежь поселка Комсомольское в Донецкой области. Для местных ребят издевательство над 15-летним пареньком по кличке Кеша (запись так и называлась) в последний год стало едва ли не самым популярным развлечением. Наравне с наркотиками, алкоголем и воровством…
|
Видео, которое оказалось у меня в руках, даже не цветочки. Была еще одна - намного циничнее и безжалостнее. Ее сюжет мне пересказали несколько жителей Комсомольского, вызвашиеся помочь мальчику. На ней, заливаясь истерическим смехом, несколько то ли пьяных, то ли обкуренных отморозков в школьном туалете сначала насилуют парнишку подручными предметами, а потом издеваются над ребенком по очереди. Окровавленный мальчик кричит. Увы, скачать небезразличные люди успели только самый невинный ролик: узнав о том, что делом заинтересовалась милиция, хитрые ребята быстро стерли с компьютеров все доказательства своей вины. Парнишку Игоря нашли в скромном частном домике на окраине Комсомольского. Вопросы посыпались рекой: «Когда? Кто? За что? Знают ли об этом дома? В школе? В милиции?» Заливаясь слезами и закрывая от стыда глаза, Игорь заговорил только в райотделе.
|
РЕЛИГИЯ - ТРАВА, КУМИР - УБИЙЦА
10-тысячный поселок Комсомольское - всего в 50 километрах от Донецка.
Десяток запутанных улочек, вереница обветшалых трех- и пятиэтажек, техникум, ПТУ, три школы. Воздух пропитан пылью с рудника и… гнетущей безысходностью: ни кинотеатр, ни спортклуб, ни тем более кружки по интересам желаемой прибыли местным бизнесменам здесь не принесут.
Пиво, водка, сигареты, дешевые наркотики и виртуальные стрелялки в компьютерном клубе - таков досуг для большинства местной молодежи. Из несовершеннолетних каждый третий хотя бы раз, но имел проблемы с законом.
- Два года назад в школе № 5 (именно здесь издевались над мальчиком - прим. авт.) медики спасали школьника, которому стало плохо на уроке от большой дозы таблеток трамадола, - рассказывают местные жители. - У мальчишки пошла пена изо рта - он едва не погиб. В учебное время вокруг школы, а особенно в туалете можно под ногами увидеть десяток шприцов. Здесь, в Комсомольске, наркотическую жидкость научились варить из всех возможных подручных средств. И школьники - едва ли не основные клиенты, употребляющие это «варево». Никто из детей не скрывает, а наоборот, хвастается тем, как здорово они обводят учителей вокруг пальца, принося в школу бутылки со смесью водки и сока и пьют прямо на уроках.
Из пятерых обидчиков, на которых во время допроса указал Игорь, трое - выпускники школы №5 этого года. Четвертый - студент техникума. Пятый - Андрей К. - единственный совершеннолетний из всей компании. Он работал администратором в компьютерном клубе. Все - дети обычных родителей. Официально перед законом чисты все, кроме 17-летнего Артема К. По словам начальника местной милиции Юрия Гумурши, он уже попадался на краже мобильных телефонов. Одноклассники парня вспоминают, как когда-то Артем приносил на урок порошок и заставлял его нюхать едва ли не весь класс.
- В тот день ребята хохотали на уроках без остановки, - вспоминает одноклассница Аня (имя изменено). - А учителя пытались их утихомирить.
«Я верю в траву и во все, что прет!» - написал о себе Артем на страничке «В Контакте». В списке его увлечений - наркотики, которые он с радостью продаст (парень указывает даже сумму). А чтобы никто не сомневался в его высоком положении, Артем без лишней скромности назвал себя авторитетом всего Комсомольского.
- А знаете, кого такие, как он, ставят себе и другим в пример? - возмущенно делятся со мной местные жители. - Местного убийцу, который два года назад на моих глазах сначала искалечил, а потом добил двух человек. Когда в ту же ночь его нашла милиция, он на коленях просил о пощаде!
Увы, для Артема эта история звучит по-другому. Молодежь с упоением рассказывает, как 21-летний убийца сражался с двадцатью омоновцами и практически победил их. Убийце дали 12 лет. Похоже, к тому времени, когда он выйдет из тюрьмы, в Комсомольском вырастет достойная ему смена.
ПОЧЕМУ НЕ ПРИЗНАЛСЯ? БЫЛО СТЫДНО
Игоря я нашла на заброшенной стройке в нескольких километрах от городка. Чумазый мальчишка работает в поте лица: чем больше целых кирпичей он дотащит до тележки, тем больше его заработок. Заказчик платит около 200 гривен в неделю. Для мальчишки и его семьи - хороший доход.
- Семья у него небогатая, - рассказывали перед этим соседи Игоря. - Отца давно нет, мама работает в котельной с утра до ночи, старший брат Женя вкалывает вместе с Игорем на той же стройке, а 17-летняя сестра Катя в этом году закончила школу, собирается поступать в техникум в Донецке, а пока помогает маме по хозяйству.
Игорю - 15, но выглядит он на три года меньше: щуплый, невысокий, он отрешенно смотрит на меня, надеясь, что своими расспросами я не причиню ему боль. Хотя знаю, что на допросе он рассказал, что его насиловали в течение года. Дважды - в школьном туалете, а потом в парке и в компьютерном клубе. Зная это, над ним посмеивались в школе, заставляли облизывать велосипедные колеса и унитаз… Возможно, все потому, что он морально слабее и просто не может сопротивляться и просить о помощи?
- Почему ты так долго все это терпел? - мой вопрос заставляет Игоря прятать глаза.
- А кому я расскажу? Маме? А если бы она меня наказала? Брату? Мне было стыдно. А больше никого у меня нет. Отец умер три года назад, но даже если бы он и был рядом, то вряд ли помог бы мне. Он умер от пьянства. Ему было все равно.
- А как же друзья?
- Несколько ребят попробовали за меня однажды заступиться, в итоге чуть сами не пострадали. Сейчас сам на улицу стараюсь не выходить, - мальчишка смотрит на меня уже как на друга. - Те ребята ведь знают, что я на них заявление написал.
Игорь не похож на отсталого или душевнобольного. Он - загнанный зверек, который боится оглядеться по сторонам и обнаружить хищников, которые пугали его столько времени.
|
«Я НЕ БОЕЦ»
Мама Игоря - Ольга в телефонном разговоре встречаться с журналистом отказалась. Мол, то, что случилась с ее сыном, - это большая беда, и, кроме нее, это никому не нужно. «Я не справлюсь с этим, я - не боец», - призналась женщина Дмитрию Халаджи, который пытался убедить ее наказать обидчиков сына. Заставить Ольгу поговорить со мной смог очередной допрос ее сына в милиции.
- Мы дали другие показания, - склонив голову, женщина рыдала так, что сквозь слезы едва слышны ее слова. - Милиционер начал расспрашивать сына, не ссорился ли он с этими ребятами, не обзывал ли. Предположил, что, может, мой сын просто мстит им за что-то - поэтому оговаривает. Сказал мне, что все эти парни - нормальные, встречаются с девушками. Я видела, как Игорь трясется, я знаю, что он не мог придумать эту историю с насилием. Но в итоге я подписала его слова - о том, что парни просто его дразнили, а он из мести написал на них заявление.
- Если вы верите сыну, то зачем подписали новое заявление? - понимая, что после таких показаний дело могут запросто закрыть и никогда к нему не возвращаться, я пытаюсь убедить Ольгу бороться дальше.
- Не знаю, - Ольга отвечает мне с грустью. - Понимаете, Игорь всегда был не такой, как все. В школу я отдала его позже, друзей у него немного, учится плохо. А у меня так мало времени на общение с ним: все время на работе.
Ольга признается, что на проверку сына у психиатра у нее не было ни денег, ни времени. Даже на родительские собрания она перестала ходить после того, как одна мамаша обвинила ее в том, что Ольга сдает деньги на школьные расходы позже всех.
- А вы хотя бы догадывались, что происходило с Игорем, пока он был в школе?
Ответа на этот вопрос я ждала около минуты. В итоге женщина сдавленным голосом прошептала: «Нет. Всю правду услышала уже в милиции».
|
|
«НАСИЛОВАЛ ИЗ ИНТЕРЕСА»
Администратора компьютерного клуба, 23-летнего Андрея К., пострадавший мальчик назвал в числе своих обидчиков дважды. Свою вину парень признал уже на первом допросе, а через пару дней… повесился.
- Мы на него не давили, - говорит Юрий Гумурши. - Да и зачем? Он сам рассказал, что для него такое развлечение было чем-то новым и интересным. Мы даже задержать его сразу не могли: отпустили домой, ведь еще не были готовы результаты судебно-медицинской экспертизы пострадавшего мальчика.
Я повторяю слова начальника местной милиции родителям Андрея К.: в их доме пахнет водкой и горем. Верить в то, что натворил их сын, родители отказываются.
- Сын мухи не мог обидеть, не пил и с компаниями дурными не водился, - повторяет мама парня. - Зачем ему мальчишку было насиловать? Вся его вина только в том, что, когда другие отморозки начали издеваться над этим ребенком в компьютерном клубе, мой сын побоялся вызвать милицию. Хотя должен был, ведь в тот вечер была его смена.
- Но это ведь тоже преступление! Вы бы видели того несчастного мальчика - он своей тени теперь боится, - мои реплики родителей заставляют лишь ухмыльнуться.
- Сын не признался нам, что был в милиции, перед смертью записки нигде не оставил, - продолжает мама парня. - Всю правду унес с собой. Мне все равно, что будет с другими. Теперь я верю только в то, что всех рассудит и накажет Бог.
P.S. Педагогов тоже вызывали на допрос. Отвечали до боли просто - «ничего не видели». К моему приезду они заняли глухую оборону. Завуч упрямо не отвечала на телефонные звонки. А в самой школе, кроме ремонтной бригады, я встретила только учительницу истории, безразлично выдавившую, что весь коллектив в отпуске, а в ситуации разбирается милиция.
КСТАТИ
«В истории только часть правды»
Уголовное дело по статье «Развращение несовершеннолетних» местная милиция возбудила 9 июля (за это преступление светит от 6 месяцев до 3 лет тюрьмы). Результаты экспертизы показали, что над ребенком действительно издевались, но понесут ли ответственность теперь, после смерти единственного совершеннолетнего подозреваемого, другие отморозки?
- По материалам дела опрошены все, - утверждает начальник криминальной милиции по делам детей Старобешевского РУ УМВД в Донецкой области Андрей Балакай. - Никто из них свою вину не признает. Все парни - нормальные: проблем с законом у них нет, встречаются с девушками (любопытно, что в самом Комсомольском о том же Артеме К. отзываются не так лестно, как в милиции. - Прим. авт.). Да и в показаниях самого пострадавшего есть много несоответствий.
- А как же результаты экспертизы? Как же видео?
- Экспертиза показала порывы, но, во-первых, в последний раз возможное изнасилование было в апреле, а во-вторых, где доказательства того, что мальчика заставили это делать? Не исключено, что на эту экзекуцию он согласился сам. Что касается видео: о нем много говорилось, но нам эту запись так никто и не предоставил. А те видеосъемки, где над парнем посмеиваются в школе, к делу не приложишь. Да и что в них такого? Обычные детские шалости. Пока могу сказать, что ситуация прояснится не раньше конца месяца. К этому времени с пострадавшим мальчиком будут работать наши специалисты - психологи, которые и должны установить, что в его словах - правда, а что - вымысел.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Черная дыра души
Обреченная усталость - состояние большинства людей из городков типа Комсомольского. Подобных депрессивных мест на Донбассе немало. Кто сумел вырваться оттуда, сбежать, вспоминать о «малой родине» не любит. И уже как бы со стороны оценивает бывших земляков. Как же они могут так жить, не по-человечески?
В школе травят мальчишку, слабого, безответного. Конечно, не все над ним издеваются, подобно нескольким отморозкам. Но остальные боятся оказаться в его роли. Потому либо наблюдают за происходящим молча, либо отворачиваются, либо угодливо хихикают. Рассказать родителям? Но разве от них, изнасилованных безработицей, безденежьем и другими взрослыми проблемами, добьешься понимания? В лучшем случае прикрикнут: не лезь не в свое дело! Даже мать мальчишки, страдающего от негодяев, не бросается на защиту своей кровиночки. Покоряется злой судьбе, отдает ей на растерзание не только тело, но и душу сына.
Молчат педагоги. Их статус, положение в обществе низведены до нулевой отметки. Узнают о ЧП, начнут разбираться, накопают еще черт знает сколько всего - комиссии из Донецка, из Министерства образования приедут, сделают крайними, уволят, не дадут дотянуть до пенсии. Этим столичным проверяющим не объяснить, как здесь каждый день вытирают ноги о бывшее высокое звание учителя… Милиция? Местную милицию куда сильнее тревожит не расследование преступления, а как бы не попасть под раздачу за самоубийство одного из участников насилия. Теперь докажи, что на него не давили, не прессовали! Не ровен час погоны полетят… И все из-за какого-то пацана.
Так вышло, что лишь благодаря усилиям нескольких людей эта история получила огласку, и сейчас «Комсомолка» очень надеется, что в этом, одном конкретном случае справедливость восторжествует.