16 ноября
Загрузить еще

«Бритиш Петролеум» - о катастрофе в Мексиканском заливе: «Переходим к планам С, D, E и F»

«Бритиш Петролеум» - о катастрофе в Мексиканском заливе: «Переходим к планам С, D, E и F»

ПЛАНЫ А И В НЕ СРАБОТАЛИ

Напомним, 20 апреля буровая платформа Deepwater Horizon компании «Бритиш Петролеум» (ВР) взорвалась, а 22 апреля затонула, добурившись, к сожалению, до нефтяных залежей.

Стояк (огромная труба, которая соединяла скважину с платформой) оторвался и частично лег на дно. Из него теперь и течет сильнее всего. Длина стояка - 1500 метров.

Главный прорыв попытались ликвидировать, опустив на него спешно изготовленный купол высотой 12 метров и весом 98 тонн. Предполагалось, что он накроет конец стояка, нефть станет собираться под куполом и ее можно будет откачать. Но не получилось. Под куполом стали собираться  гидраты - соединения метана, которые легче воды. Из-за них купол стал всплывать. А на дно так и не сел.

- Предложенная технология применялась прежде, но на малых глубинах, где подобных проблем не было, - объясняет официальный представитель ВР Уильям Сальвин. - Будем пробовать другие варианты.

Изготовление «шапочки» (план С) подходит к концу.

А ТЕПЕРЬ ПОЛУЧИТСЯ?

- Естественно, мы разрабатываем методы  борьбы  в  надежде на успех, - говорит один из вице-президентов ВР Кент Уэллс. - Но имеем и запасные варианты на случай неудачи.

По плану А предполагалось отправить на дно самоходные аппараты и закрутить с помощью их роботизированных рук вентили на предохранительном клапане. Но закрутить удалось совсем чуть-чуть.

Купол весом 98 тонн относился к плану В.

План С - это «шапочка». Она же - более мелкий купол. «Шапочку» запланировано использовать вместо  большого купола.  Предполагается, что она не наберет столько гидратов. И все-таки позволит откачивать нефть.

1. Корабль управления подводными роботами. 
2. Буровое судно.
3. «Шапочка» плана С, в ней имеются окна для работы по плану Е - «затычка». 4. Упавший стояк.
5.  Буровая труба, выпавшая из стояка.
6. Заглушка на буровой трубе.
7. Большой купол, который не сработал.
8. Труба для откачки нефти.
9. Подводный робот.
10. Предохранительный клапан.

План D - «кран». Инженеры предлагают врезать его в самое начало стояка (рядом со скважиной). Далее - как на водопроводе: закрыл кран - и течь перестало.

План E: «затычка» - с ней связывают самые большие надежды. Идея проста: с помощью особого приспособления натолкать в скважину всякого мусора - от кусков покрышек до мячиков от гольфа. Задача - заткнуть течь. Насколько успешно она решается, будет видно по мере затыкания. Конечный этап - цементирование.

На план F уйдет несколько месяцев. Ведь он предполагает бурение еще одной скважины глубиной не менее 4 тысяч метров. Она должна, попав в первую, позволить ее заткнуть непосредственно в недрах. 

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ

Российские эксперты в целом одобряют планы ВР. И верят, что дальнейший разлив нефти у побережья Америки можно остановить.

- Если оставить все как есть, то эта скважина может фонтанировать годами, - говорит заведующий кафедрой промысловой геологии нефти и газа Российского университета нефти и газа имени И. М. Губкина Александр Лобусев. - Накрывать надо. Что и будет сделано в ближайшее время. Либо бурить рядом. И точным попаданием в ствол аварийной скважины проводить мероприятие по ликвидации выброса. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Люди стригутся, чтобы заткнуть нефтяную течь

Жители США массово стригутся. Потому что им сообщили: килограмм волос способен поглотить до 9 литров нефти. Ныне каждый день на сборные пункты поступает больше 200 тонн волос.

Человеческие волосы действительно впитывают нефть лучше, чем некоторые специально созданные материалы. Это отличный абсорбент. Гениальная идея использовать именно его пришла в голову парикмахеру из штата Алабама Филу МакКрори. Он провел эксперимент у себя дома, воспользовавшись волосами, которые запасал для париков, старыми чулками жены. Успешно впитал несколько литров машинного масла.

Волосами сейчас набивают чулки. И этими колбасками собирают нефть.