Трагедия произошла всего за полтора часа до конца смены. В тот момент, когда одни шахтеры готовились поздравить друзей с наступившим Днем Победы, а другие мысленно уже были на земле с женами и детьми. Но слишком многим так и не удалось больше увидеть друзей и родных. 8 мая в 23.50 по местному времени смены горняки шахты «Распадская» в Кузбассе услышали странный гул, а за ним сильный хлопок. В воздухе резко запахло гарью, забой заволокло дымом и пылью. Через мгновение погас свет, отключились вентиляторы, наступила страшная, пугающая тишина. Ужасная для 359 человек, оставшихся под землей…
«Я ПОНЯЛ, ЧТО ТАКОЕ АД»
- Я 27 лет на шахте проработал, но такое со мной случилось впервые! - рассказал чудом выживший 50-летний Александр Злочевский. - Мы вначале хлопок услышали - думали, рабочий момент. А потом, когда гарью потянуло, сразу поняли: взорвалось…
Сообразив, что случилось, горняки начали следовать инструкции - воспользовались самоспасателями (защитные маски с запасом кислорода на случай ЧП) - и решили идти на струю воздуха. Но, когда поняли, что воздуха нет, многих охватил страх...
- Мы поднялись метров на 50 выше. Смотрим, а там люди лежат. Мы к ним. Двое уже не дышат, а один живой еще. Мы ему давай помогать, самоспасатель дали, а он уже все… Задохнулся… Так на руках у нас и умер. - Александр Иванович с ужасом вспоминает пережитое. - Потом мы с ребятами - нас четверо было - в темноте потерялись. Я на ощупь до посадочной площадки добрался, и тут у меня паника началась. Темно, понимаете, ничего не видно, и ребята эти там… Я понял, что задыхаться начинаю, руки дрожат, идти не могу. Все, нервы сдают. Я сел, успокоился, потом дальше пошел. По дороге еще нескольких человек видел, кто до выхода не добрался…
Александр Иванович, как и многие другие счастливчики, сумел добраться до выхода, где его встретили спасатели.
- Я понял, что такое ад, и только сейчас осознал, что такое смерть, - тихо говорит Злочевский.
РОДСТВЕННИКИ ПРОПАВШИХ НОЧУЮТ НА ШАХТЕ
Спасательные работы уже шли вовсю - спасателям удалось вывести 219 человек, как в четыре утра под землей раздался еще один взрыв, намного сильнее первого. Под землей остались более 60 человек. Вторые сутки их пытаются спасти. Разборка завалов идет без остановки - надо спешить. Если под землей есть выжившие, им может не хватить воздуха.
В горячке спасательной операции, которой руководит лично министр МЧС РФ Сергей Шойгу, пока некогда думать о причинах трагедии. Многие спецы грешат на взрыв метана, скопление которого «прозевали» приборы. Однако эту версию с ходу отметают руководители шахты.
В день трагедии, 8 мая, на смену должен был выйти Руслан Злочевский. |
Ему вторит Геннадий Козовой, генеральный директор «Распадской угольной компании»:
- Я не ожидал, что это произойдет. За последние пять лет в развитие шахты, в том числе в систему безопасности, было вложено порядка миллиарда долларов. Ни одна компания в мире не вкладывает столько в безопасность на одну тонну угля!
Подъехать к самой «Распадской» сейчас практически невозможно из-за огромного количества машин. ГАИ не пропускает никого, чтобы не создавать пробок и не загораживать дорогу «Скорым» и площадку вертолету, который периодически привозит специалистов на место трагедии.
Возле самой шахты рядом со специалистами, съехавшимися со всей страны, сидят на лавочках родственники. Некоторые приходят целыми семьями, некоторые - по одному. Но все знакомые и не знакомые друг с другом делятся последними новостями: «Что говорят спасатели? Достали ли из-под завалов кого-то еще?»
- Главное для тех, кто сейчас в шахте, - это воздух, - плачет Екатерина Вилонова. - Ну есть там воздушные подушки, но это очень мало… Мы хотим верить, но, если их спасут, это будет просто чудо...
Списки пострадавших почти все время лежат в свободном доступе, на столах. Рядом бутылки с водой, баночки с валерьянкой, валокордином, пустырником. На стене отдельно списки погибших горноспасателей. Возле них людей меньше. Светловолосая женщина проводит пальцем до середины и, остановившись, начинает плакать навзрыд - она только что узнала, что это ее мужа завалило, когда он пытался спасти горняков.
ОТ СМЕРТИ СПАСЛА ДЕРЕВЯННАЯ БУДКА
Тех, кого спасателям удалось достать, после первого взрыва сразу отвезли в больницы. Кого-то оставили в Междуреченске, кого-то увезли в Ленинск-Кузнецкий, в Новокузнецк.
Среди тех, кому повезло и кому удалось сразу же выйти из шахты, оказался и Владимир Горбачук. Он вместе с сыном спасся просто чудом.
Владимир работает на шахте стволовым. И примерно в 23.40 он зашел в деревянную будочку, которая находилась в забое. Взрыв прогремел через несколько минут. Разлетевшиеся во все стороны куски металла и бетона травмировали всех, кроме него. Деревянные стены спасли жизнь Владимиру. Сын Горбачука, работавший в забое ниже, решил подняться к отцу буквально за несколько минут до трагедии. Газ взорвался, когда молодой человек был в дороге. Неизвестно, что бы с ним случилось, окажись он в забое на несколько секунд раньше.
27-летний машинист горно-выемочной машины Алексей Перминов сразу пришел на помощь товарищам. |
Возможно, чьи-то жизни еще удалось бы спасти, если бы они прислушались к своим предчувствиям.
- У меня брат там остался, - плачет в зале, где собираются родственники, девушка Юля. - У него день рождения 6 мая был, а мы сегодня отмечать собирались. Он еще так не хотел идти на работу, говорил, быстрее бы отработать сегодня, приду, и отметим.
Тут же женщина рядом включилась в разговор.
- А у меня собака весь вечер выла, - рассказывает она. - А когда второй взрыв случился, у нее вообще паника началась. Но тут даже в домах все почувствовали… Сейчас как в страшном сне все.
Но уходить домой люди все равно не хотят. Им пообещали, что работы будут вестись, пока не достанут последнего из-под завалов.
- Самое сложное сейчас - это ждать, - говорит Юля. - Но мы не можем ничего сделать… Мы можем только сидеть и ждать. И верить. Верить в чудо.
Спасательные работы продолжаются вторые сутки без остановки. Остается работать и верить.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Природа не прощает ошибок»
Александр АПАЛЬКОВ, командир отряда военизированной горноспасательной части:
- Произошедшая авария в очередной раз подтверждает, что природа сильнее человека, и она не прощает ошибок. Конечно, в причинах этой аварии еще нужно будет разобраться. Но что-то можно сказать уже сейчас. Нельзя не учитывать человеческий фактор. От качества работы людей многое зависит. Совершенная кем-то оплошность может потом привести к трагедии. А вообще специфика работы у шахтеров такая - профессия эта опасная. От этого никуда не деться. Те, кто работает в шахте, знают, на что они идут, и понимают, что авария может произойти в любой момент.
* Данные на момент подписания номера.
Смотрите фотогалерею: Кадры с поверхности шахты «Распадской» |
Смотрите фотогалерею: Произошел взрыв на шахте «Распадская» в Кузбассе |