В результате авиакатастрофы у аэродрома «Северный» погибли 96 человек, в числе которых – президент Польши Лех Качиньский, его супруга, а также ряд высокопоставленных чиновников Польши. По одной из версий, причиной ЧП стал сильный туман, а также ошибка пилотов, которые не послушали рекомендации диспетчера уйти на запасной аэродром в Минске или Брянске и приняли решение все же посадить самолет на аэродроме "Северный" под Смоленском.
Военный обозреватель "Комсомольской правды" побеседовал с военным обозревателем Владимиром Рогозкиным, полковник ВВС России, военый штурман 1 класса:
- Вам приходилось садиться на аэродром "Северный"?
- Да, не меньше 15 раз. Причем, на разных типах самолетов - и Ан-16, и Ан-1.
- У "Северного" есть какие-то свои особенности, свой "характер"?
- Он "знаменит" тем, что почти посередине взлетно-посадочной полосы - холм. Это приходилось всегда учитывать. В остальном - все штатно.
- С польской стороны уже раздаются претензии: и бетонка разбитая, и навигационное оборудование потрепанное, и даже световя дорожка якобы не была включена.
- Начну с последнего. Если бы световая дорожка не была включена, польский самолет еще над Белоруссией был бы предупрежден. Эт же ЧП.
Его мгнованно устраняют. Потому что дорожка должна "гореть" все 24 часа в сути. Я вам больше скажу. Да и ведь впереди Ту-154 садились самолеты с польской охраной и с польскими журналистами.
И командиры экипажей ведь никаких претензий ни к дорожке, ни к навигации, ни к руководителям полетов не предъявляли. Насколько мне известно, и в записи разговоров борта с землей, польские летчики о погасшей световой дорожке не сообщали. Этот аргумент все ставит на свои места.
Да, качество ВПП, конечно, там не бильярдный стол. Но и не раздолбанная танковая директрисса. Вполне на четверку. У поляков даже на их лучших аэродромах такая же. Так в чем вопрос?
- Представьте себя (тьфу-тьфу!) на месте штурмана польского Ту-154, ваш борт подходит к Смоленску и вы видите, что внизу густой, как сметана туман, а вам с "Северного" сообщают об этом и советуют уходить на запасной аэродром. Чтобы вы посоветовали командиру экипаджа?
- Тут и вопроса не может быть! Идем на запасной. Тем более, - с такими пассажирами! Да даже без них! Какие могу быть разговоры? Мгновенно запросили запасной аэродром и пошли к нему. Все.
- Кто на земле отечает за ориентирвоку заходящего на посадку самолета?
- Руководитель полетов. Он - Бог и царь в таких ситуациях.
- Но руководитель полетов несколько раз советовал Ту-154 уходить на Минск или Москву, а упорный поляк все равно не послушался. Почему? У вас есть догадки?
- Н-да, тут можно только гадать. Были какие-то очень, очень веские причины. Ну не смертник же он! Это же был лучший летчик Польши, а не воздушный хулиган!
- И все-таки - ваша версия: причина катстрофы - техническая или опять человеческий фактор?
- Безусловно, человеческий фактор. Могу на что угодно спорить. Очень похоже, чтоб был риск, очень большой риск. Да, и если вы обратили внимание на схему захода на посадку, то поляк подбирался к ВПП не по обычному курсу, а как бы сбоку ВПП и сзади, с обратной стороны. Мне кажется, он хотел перехитрить туман, да и вообще - всю кучу обстяотельств, которые на его свалились в те минуты.
- А вот когда вы садились на "Северный", кто вам еще помогал ориентироватья в воздухе при плохой видимости?
- Дальний и ближний привод, коненчо! Я до сих пор даже их "голоса" помню: дальний звенит протяжно, а ближний позвякивает отрывочно. Они же там для всех летчиков, как родные! Я уверен, что и польский экипаж их слышал.
- А почему же на расшифровке записи разговоров руковдителя полетов с экипажем поляков предупреждали, что они идут на 20 градусов ниже глиссады, а они не отреагировали?
- У меня такое впечтатление, что они рыскали в тумане. Искали нижний край тумана, чтобы подползти под него и увидеть аэродром. И во время доворота левым крылом задели за дерево. Вот это и стало роковым моментом.
Я вам даже больше скажу. После того, как самолет стал рубить крылом деревья, лайнер пытался выровнять крылья и на запредельном "газу" рвануть вверх.
Перед гибелью он совершил бешеный прыжок с отворотом от капитальных строений. То было все, что он смог сделать. Но слишком мало, чтобы спастись от смерти.
Бывают случаи, когда даже пилотов от Бога и Всевышний не спасает...