Эльвира и Катя пропали в пятницу вечером. Девочки гуляли с друзьями, а проходя мимо Старокарантинских каменоломен, компания решила туда заглянуть. Когда-то в этом 30-километровом многоярусном лабиринте добывали камень-ракушечник, во время Великой Отечественной там скрывались партизаны, сейчас же они стоят заброшенные. Об этом месте давно ходит дурная слава - мол, еще в советские годы там заблудились дети, а через три дня обнаружили лишь их кости, обглоданные крысами. Поговаривают также, что люди, оказавшись там, сходят с ума. Эльвира с Катей тоже были наслышаны об этих «ужасах», но любопытство взяло верх.
- Мальчишки позвали нас туда спуститься, - вспоминает Эльвира. - А я никогда в катакомбах не была, стало интересно, да и впятером не страшно. Светили мобилками, думали, выйдем через несколько минут. Но когда зашли поглубже, связь пропала. А потом мы с Катей потерялись. Сначала шли вперед - думали, что обязательно выйдем, но погас телефон и мы решили сидеть на месте и ждать, что нас спасут. Самое страшное - темнота: очень странная, плотная. И тишина жуткая. Еще мы боялись летучих мышей. И хотя их там не было, все время казалось, что сейчас из темноты кто-то на тебя набросится.
- Замерзли, небось?
- Там не холодно, градусов 15 тепла. Мы устроили себе постель из камней - думали отдохнуть, но заснуть так и не смогли. Было странное чувство, как будто время остановилось. Рядом с нами спала крыса, но она на нас не кидалась, и мы ее не трогали. Есть и пить вообще не хотелось. В какой-то момент до нас донеслись чьи-то голоса, мы стали кричали в ответ, но никто не отозвался.
Девочки даже не подозревали, что умудрились зайти на два километра вглубь. Но голоса им, как потом выяснилось, отнюдь не померещились.
Их друзья часа три пытались найти в каменоломнях Эльвиру и Катю, а отчаявшись, в полночь примчались в милицию. Сразу же на поиски школьниц бросили кучу народу - эмчеэсовцы, кинологи, спелеологи, медики, милиция… Всего пять поисковых групп и более ста человек.
Собаки след взяли, но в подземелье ориентировались не так хорошо, как на земле, потому и не «унюхали» девочек, когда спасатели проходили буквально в метре от них по соседнему коридору.
Найти подружек помог доброволец-волонтер, когда-то уже спасший из этих каменоломен трех человек.
- О пропавших детях мне друзья рассказали и попросили о помощи, - рассказал Олег Куприяненко, 49-летний художник. - Я знаю каменоломни как свои пять пальцев, в 1980 году нашел в штольнях троих человек, которые просидели под землей 11 суток. Прямо с огорода побежал к каменоломням. Там сформировали группу с ребятами из МЧС. Я включил свои «психические локаторы» и пошел четко на запад. По пути встретили группу, которая отказалась от дальнейших поисков, но я все равно шел туда, куда мне подсказывала интуиция. И через полтора часа пути - а мы ведь еще заглядывали во все углы, звали, кричали - нашли девочек.
- Мы уже совсем надежду потеряли, - улыбается Эльвира. - Думали, все, нас никогда не найдут! А когда увидели свет фонарика, я решила, что схожу с ума. А потом разглядела двоих людей: у одного на куртке были буквы «МЧС». Я поняла, что мы спасены, и сказала Кате: «Все, выходим!»
Девочки вышли из подземелья поздно вечером в субботу. Испереживавшиеся мамы их даже не стали ругать.