27 ноября
Загрузить еще

Владимир ВАСИЛЬЕВ, глава Комитета Госдумы по безопасности: «Каждый из нас - мишень»

Владимир ВАСИЛЬЕВ, глава Комитета Госдумы по безопасности: «Каждый из нас - мишень»
Фото: Движение у станций метро, где произошли теракты, вчера было перекрыто, чтобы «Скорая помощь», МЧС и спецслужбы могли действовать как можно быстрее.

- Да, террористические атаки продолжаются. Противник существует. И то, что в последнее время, особенно на Северном Кавказе, нанесен целый ряд серьезных ударов по бандподполью, по его лидерам, это уменьшает для них пространство действий и в то же время заставляет их заявлять о себе.

Та информация, которую мы сейчас видим, подтверждает, что исполнили эти взрывы террористки - выходцы с Северного Кавказа. Понятно, что невозможно полностью защитить такую систему, как метрополитен. В то же время некоторые меры могут оказаться очень эффективными.

- Какие же это меры?

-  Если помните, перед взрывами в метро «Рижская» были взорваны два самолета, вылетевших из «Домодедово». После этого были сделаны выводы, и на воздушном транспорте безопасность теперь обеспечена на мировом уровне. Изучался опыт Израиля, других стран.

Вопросы железнодорожного транспорта у нас тоже на контроле. И вы, может быть, обратили внимание, что ни один из двух взрывов не кончился пожаром? Это не случайность. Уже давно в систему метро включены и поезда, которые исключают усиление эффекта от взрыва осколочного и выгорания. Это очень важно. И эти системы срабатывают. На безопасность перегона Петербург - Москва в этом году дополнительно выделен 1 миллиард рублей, который позволит усилить безопасность на этом направлении.

Можно вложить большие средства в безопасность. Но это потребует дополнительных средств из бюджета, которых сегодня, откровенно говоря, не хватает. Поэтому очень многое зависит и от нас. И вот вчера видно было, что, во-первых, реакция на устранение последствий взрывов была профессиональной и быстрой.

А во-вторых, проявило себя и само общество. Сразу  после  взрывов в Москве все звонили и хотели узнать, где наши близкие, те, кто мог пострадать. Это как раз то состояние, которое дает возможность почувствовать, что мы - мишень террористов, каждый из нас. И поэтому действительно мы не можем быть вдали. Надо находить свое место. И для меня было очень важным и обнадеживающим услышать и увидеть в Интернете такие высказывания, как, мол, уберите машины, чтобы проехала «Скорая помощь»...

- Но это все постфактум. А как с предупреждением?

- Вы знаете, на Северном Кавказе поставлена задача, которая, по сути, уже была реализована в Чечне и сейчас реализуется в Ингушетии, - более эффективно решать вопросы профилактики. С тем чтобы как можно меньше молодежи превращали в исполнительное орудие, во взрывную машину, чтобы молодые убивали таких же людей, как они. Ведь вчера, по сути, теракт был совершен независимо от конфессиональной принадлежности, пола, национальности. И понятно, что люди, которые это совершают, доводятся до самой что ни на есть степени оглупления, отупления... И это большая работа, которую не решишь силовыми структурами и техническими средствами. Но ее можно решить той последовательной работой, которую мы можем начать и уже начинаем на Северном Кавказе.

- Почему выбраны были именно эти станции?

- Я бы не стал здесь никаких аналогий проводить. Может быть, только если «Лубянка». Понятно, наше историческое место. Это можно было сделать на любой насыщенной станции. Если посмотреть с точки зрения коммуникаций, да, там действительно узел очень важный, очень нагруженная ветка. Это самый центр. Били в то место, где как можно больше людей, которые ехали на работу.

- Поэтому и на станции взорвали, а не в тоннеле?

- Думаю, что да. И плюс они же стараются нанести все больший и больший ущерб.

- К чему террористы могли приурочить диверсию?

- Я лично думаю, для того, чтобы оставаться на плаву, получать «гранты». А чтобы получать поддержку, надо демонстрировать свою эффективность. И вот они демонстрируют - убивают, создают атмосферу страха. Стараются перенести эту атмосферу на все общество. Но думаю, что этого не произойдет, наше общество достаточно зрелое. А преступники понесут наказание - это понятно. Например, подозреваемые по взрыву «Невского экспресса» уже арестованы, и, по сути, дело раскрыто.

- А у взрывов в метро перспективы раскрытия есть?

- Я убежден, что это дело будет раскрыто. Потому что две женщины с Кавказа - их не так трудно вычислить. Не каждую из них можно сделать террористкой-смертницей. Поэтому я убежден, что преступление будет раскрыто. Организаторы понесут наказание.  

АНАЛОГИИ

Политолог Юлия ЛАТЫНИНА: «Ваххабиты в Москве чувствуют себя  спокойнее, чем на Кавказе»

- В России взрывы продолжаются с 1999 года, когда взорвался рынок во Владикавказе. Часто это «серийные взрывы».

Как правило, российское общество мало обращает внимания на взрывы в провинции, тем более что у нас традиционно стремятся преуменьшить количество жертв и вообще минимизировать значение терактов. Я не думаю, что многие помнят, например, о взрыве на рынке в Самаре в июне 2004 года или о теракте в электричке в Ессентуках. А в Ессентуках, между прочим, погибли 44 человека. Когда же это происходит в Москве, ощущение, что начинается конец света. Но, ребята, простите - Россия пока единое целое. Террористы гораздо чаще взрывают близко к месту своего обитания. Так им удобнее, поэтому во Владикавказе, например, теракты почти каждый год...

Но коль у нас такая петрушка на Кавказе, это будет происходить и в Москве. А учитывая обострение в Ингушетии, когда эта республика перестала быть для боевиков убежищем, было ясно: подрывом «Невского экспресса» террористы не ограничатся. Поводом вполне могла стать ликвидация Саида Бурятского и Анзора Астемирова, которые, бесспорно, являлись самыми крупными фигурами среди боевиков на Северном Кавказе. Причем они были значительнее Доку Умарова, чье главное достоинство - умение оставаться в живых. 

К тому же ваххабиты чувствуют себя в Москве намного спокойнее, чем на Кавказе. Наверное, потому, что отдел по борьбе с экстремизмом у нас больше занят разгоном демонстраций и выбиванием денег.

И хотя до конца решить проблему исламского терроризма не может ни одна страна мира, бороться с ним можно.

Нужна вменяемая картина жизни, которую государство может предложить религиозным фанатикам (именно из-за условий повседневной жизни британским террористам было очень сложно завербовать сторонников).  А когда российские ваххабиты указывают на царящую коррупцию и объясняют: «Это потому, что нами правят неверные», - ответить на такое обвинение сложно...

Кроме того, государство не должно быть питательной почвой для терроризма. Ведь кавказские чиновники, многие из которых заплатили за свое место в Москве, платят и очень осведомленным в этих делах ваххабитам, чтобы остаться в живых.

Список пострадавших

НИИ Скорой помощи им. Н. В. Склифосовского

1. Малышева Екатерина Аркадьевна

2. Борисова Ирина Михайловна

3. Шмительский Вячеслав Вячеславович, 60 лет

4. Барский Виталий Ефимович, 47 лет

5. Каршиев Фридербек, 33 года

6. Жаппова Елена Николаевна, 40 лет

7. Сапин Игорь Игоревич, 22 года

8. Немгимов Петр Иванович, 61 год

ГБ № 36

9. Репетий Екатерина Ивановна, 21 год

10. Чешегорова Елена Анатольевна, 51 год, оказана медпомощь, отпущена домой

11. Понтинт Ма Фе Виллинс Каппелан

(Филиппины), 39 лет

12. Гладышев Владимир Петрович, 48 лет

13. Зенкович Владимир Станиславович, 45 лет

14. Мартиросян Асмик Жораевна, 18 лет

15. Глушенко Инна Васильевна, 19 лет

16. Афанасьева Юлия Федоровна, 34 года

17. Шинкаренко Зинаида Ивановна, 45 лет

18. Моисеенко Евгений Сергеевич, 23 года

19. Сысоев Владимир Николаевич, 60 лет

20. Маслова Валентина Юрьевна, 18 лет

ГБ № 71

21. Шитина Марина Николаевна, 50 лет

22. Румянцева Наталья Александровна, 54 года

23. Трунин Константин Владимирович, 41 год

24. Шатина Наталья Петровна, 29 лет

25. Медведев Артем Сергеевич, 18 лет

26. Юринов Александр Борисович, 56 лет

ГБ № 33

27. Шумахер Антон Михайлович, 24 года

28. Зотов Вячеслав Васильевич, 50 лет

29. Кирасиров Владимир Вячеславович, 25 лет

30. Степанов Александр Владимирович, 39 лет

31. Чернышов Алексей Александрович, 31 год

32. Кузнецов Борис Викторович, 61 год

33. Кривошеев Виктор Александрович,

58 лет

ГКБ им. Боткина

34. Дербенева Камилия Экрамовна, 51 год

35. Гайфуллин Артем Рустемович, 20 лет

36. Артемов Михаил Владимирович, 28 лет

37. Мельникова Анна Владимировна, 20 лет

38. Мельникова Вероника Владимировна, 26 лет

39. Неизвестная, 25 лет

40. Ханина Валентина Григорьевна, 60 лет

41. Иванкина Марина Александровна, 64 года

42. Вер Чи Кент (Малайзия), 23 года,

оказана медпомощь, отпущен домой

43. Чев Элайн (Малайзия), 23 года,

оказана медпомощь, отпущена домой

44. Руденко Ольга Александровна, 30 лет

1-я Градская больница

45. Лысенко Татьяна Викторовна, 40 лет, состояние удовлетворительное

46. Гринина Татьяна Петровна, 60 лет

47. Маришина Екатерина Сергеевна, 31 год

48. Неизвестная, около 30

49. Еналгиева Анжелика Феликсовна, 38 лет

50. Кизилов Юрий Владимирович, 53 года

51. Барский Виталий Вадимович, 54 года

52. Елишев Андрей Александрович, 21 год

53. Харчевников Михаил Юрьевич, 51 год

54. Савин Владимир Петрович

55. Человек находится в крайне тяжелом состоянии, его личность уточняется

56. Человек находится в крайне тяжелом состоянии, его личность уточняется

ГБ № 20

57. Человек находится в крайне тяжелом состоянии, его личность уточняется

ГБ № 13

58. Человек находится в крайне тяжелом состоянии, его личность уточняется

ГБ № 64

59. Поркашаян Анна Оганесовна, 55 лет

60. Иванова Лариса Степановна, 60 лет

61. Байшев Андрей Кузьмич

62. Якушева Алла Александровна, 21 год

63. Пономаренко Людмила Гордеевна, 58 лет

64. Вулисанова Галина Сергеевна, 58 лет

ГБ № 7

65. Человек находится в крайне тяжелом состоянии, его личность уточняется.

Родственники пострадавших могут звонить по телефонам: (007-495) 622-14-30 и 688-03-25 (в администрации метрополитена). Телефоны «горячей линии» в префектуре ЦАО: (007-495) 624-34-40, 912-37-39, в ГО ЧС: (007-495) 912-37-96, 626-37-07.