Сейчас спецслужбы отрабатывают сразу несколько версий теракта. Одна из главных - это подлая месть террористов за уничтожение их лидеров.
- Происходящее напоминает кровавые «качели»: точечные удары и контрудары с каждой стороны, - сказал корреспонденту «КП» источник в правоохранительных органах юга России, занимающийся разработкой лидеров террористов. - Достаточно вспомнить хронологию событий. Весь прошлый год Северный Кавказ сотрясали теракты: террористы убили несколько крупных чиновников и силовиков южных республик. Взять, к примеру, самое громкое убийство (5 июня 2009 года) министра внутренних дел республики Адильгерея Магомедтагирова. В ноябре был взрыв «Невского экспресса». Начало этого года тоже отметилось - 6 января смертник на «Ниве» пытался прорваться на базу ДПС в Махачкале, где в это время проходил утренний развод. Его удалось остановить ценой жизни семерых милиционеров, вставших на пути начиненной взрывчаткой машины. Потом ответили жестко власти. В Коркмаскале спецназ ликвидировал двоих сообщников этого смертника, в том числе руководителя кадарской террористической группы. Затем через несколько дней удалось ликвидировать неподалеку от Махачкалы еще одного лидера боевиков, Марата Курбанова. Потом был убит лидер махачкалинско-шамхальской группировки (бывший омоновец, кстати) Мадрид Бегов: спецназ блокировал дом, где он находился вместе с сообщниками, - уйти не удалось никому…
Но за это террористы ответили несколькими «акциями», в том числе и взорвали магистральный газопровод.
Но больше всего боевиков, по мнению нашего источника, разозлили действия российских силовиков в марте. Именно в этом месяце спецслужбам удалось уничтожить троих идеологов террористов. В начале марта во время спецоперации в Ингушетии был убит Александр Тихомиров по прозвищу Саид Бурятский (именно его называют организатором подрыва «Невского экспресса»). Следом, в Веденском районе Чечни, удалось убрать еще одного главаря террористов, Абу Халеда - араба, который занимался технической и психологической подготовкой смертников. Несколько дней назад в Нальчике ликвидировали Анзора Астемирова, лидера исламистского подполья в России, два раза организовывавшего нападение на столицу Кабардино-Балкарии.
- Эти потери стали сильнейшим ударом по террористам, - говорит наш источник. - И естественно, мы предполагали, что последуют ответные действия с их стороны, поэтому все службы работали в полную силу. Но представить себе, что они решатся на такую страшную месть - теракты в столице, - было практически невозможно... Не исключено, что действовали как раз их ученики...
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Андрей САМОХВАЛОВ, полковник, взрывотехник: «Взрыватель сработал от рук «шахидок»
Как говорится, ничего нового: тот же гексогеновый «пояс шахида» на теле смертницы, те же поражающие элементы в виде нарубленной проволоки и мелких гаек, та же система подрыва. Типичное устройство, с каким сталкивались спецслужбы во время предыдущих терактов в метро и на песенном фестивале в Тушине. Ну и условия места подрыва те же - большое скопление людей (утренний час пик) в ограниченном пространстве. Что, безусловно, значительно влияет на число жертв.
Судя по той информации, которой я располагаю, взрыватель сработал от рук террористов. Пока никаких доказательств (вещдоков), что подрыв был произведен с помощью мобильного телефона, по моим данным, нет. Не думаю, что их и найдут. Это объясняется просто: даже при небольшом заглублении станции метро телефонный сигнал в поезд проходит с трудом. Это может сорвать акцию. Да и сами подумайте: «шахид» вошел в метро, сел в поезд, поехал, - только ему понятно, когда надо взрываться. А тому, кто должен с улицы подать смертельный сигнал по мобильнику, ведь не видно, в каком месте находится подельник. То есть теракт в данном случае явно был произведен зряче, а не вслепую.
И то, что взрывчатого вещества было примерно 3 килограмма, тоже типично для устройств такого рода - бандиты считают такой вес «оптимальным», поскольку пояс не выпирает, не бросается в глаза милиционерам или просто попутчикам. Да и контролеру на турникете в метро подозрительного «толстоватого» человека трудно вычислить. Это большая проблема. Да, есть собаки, которые улавливают запах тротила или гексогена. Но ведь их к каждому турникету не приставишь! И аппаратуры такой, которая помогала бы вычислять взрывчатые вещества в сумках или на теле пассажиров, у нас пока нет. А ставить аппараты просветки, как в аэропортах, и накладно, и нерационально - метро тогда захлебнется от толп. Вот где проблема! Но думать надо. Слишком много страшных уроков преподнесли нам террористы, пора уже делать серьезные выводы.