Загрузить еще

За мешок кокаина украинские моряки сидят третий год в Венесуэле

За мешок кокаина украинские моряки сидят третий год в Венесуэле
Фото: «Би Атлантик» и его капитан Владимир Устименко с 2007 года находятся под арестом.

На днях в нашу редакцию позвонили из далекой Венесуэлы. Мужчина представился помощником капитана корабля «Би Атлантик» Юрием Датченко (он родом из Херсона) и усталым голосом рассказал, что они вместе с капитаном одесситом Владимиром Устименко третий года сидят под арестом за преступление, которого не совершали.

- Я звоню именно вам, потому что благодаря «Комсомолке» в 1983 году я и стал моряком, прочитав объявление в газете о наборе на флот, - начал свой рассказ моряк. - Надеюсь, вы поможете нам вернуться домой…

«Мы стали разменной монетой»

Украинская команда на сухогрузе «Би Атлантик», ходившего под флагом Каймановых Островов, появилась 27 марта 2007 года. Огромный корабль транспортировал в основном уголь. Да вот поработать на нем нашим морякам довелось недолго. Вскоре команда получила задание загрузиться в венесуэльском порту города Маракайбо. Никто тогда не предполагал, что это будет их последний вояж. - 5 августа 2007 года мы встали на прикол в порту, - вспоминает Юрий Датченко. - К нам тут же прибыла проверка. Полицейские перерыли весь корабль, осмотрели днище. Претензий никаких не возникло. Но уже через два часа начался натуральный цирк. Охрана порта вдруг решила предпринять повторную ревизию! И на сей раз водолазы нашли около винтов судна 125-килограммовый полиэтиленовый мешок с кокаином. Как он туда попал, загадка. Думаю, местные власти подбросили его специально, чтобы присвоить себе корабль. Мы же в этой истории стали просто разменной монетой…

11-летняя дочь Юрия Датченко Яна каждый день спрашивает, когда вернется папа.

То, что произошло далее, подтверждает предположения Юрия. Ведь местная полиция не стала задерживать весь экипаж - арестовали только капитана Владимира Устименко  и его помощника. Посадили под домашний арест, на входе поставили охрану. Идет третий год заключения, а их дело до сих пор суд не рассматривал.

- Видимо, затягивать дело кому-то выгодно. В дни, когда назначают суд, у судей вдруг начинается мигрень, заседание откладывают, - продолжает Юрий. - Да, у нас есть все условия и продукты. Но нет главного - свободы! За все время пребывания в Венесуэле мы выучили лишь один маршрут: в суд и обратно…

Почему же за эти годы украинский МИД так и не вмешался в ситуацию? Оказывается, виновата большая политика. В Венесуэле нет нашего посольства. Контактировать с родиной заключенные могут только через российских дипломатов. Но без официального обращения украинского МИДа вызволить моряков россияне не могут.

- Я почти год забрасываю МИД письмами, но в ответ тишина, - с обидой в голосе говорит Юрий. - О нас просто забыли или же мы никому не нужны! Потому каждый вечер мы проводим возле компьютера, рассматривая фотографии своих близких. Я всей душой надеюсь, что на родине о нас вспомнят, и мы еще увидим дом…

«Я готова отдавать всю пенсию, чтобы освободить сына!»

Живут надеждами и семьи украинских моряков. Мать Юрия Датченко, которая ждет сына в Херсоне, уже третий год не отходит от телефона. А после каждого разговора долго плачет.

- Больше всего на свете хочу, чтобы мой сынок приехал! Если бы это хоть каплю помогло, я бы всю свою пенсию отдавала до копейки, только бы освободить моего мальчика, - всхлипывая, говорит мать Юрия Анна Никитична.

Ждет Юрия и его 11-летняя дочурка. Часто спрашивает о папе, но родным ответить нечего…

Семья Датченко верит, что после публикации в «Комсомолке» украинские власти все-таки повернутся к ним лицом и Юрий, как и его коллега Владимир Устименко, смогут встретить Новый год дома…

ЗВОНОК ВЛАДЕЛЬЦАМ СУДНА

На наши вопросы ответил представитель компании Bulker Chartering & Management SA (Швейцария) Стефано Магнелли:

- Дело сфабриковано. Кокаин подбросили! Ответственности мы с себя не снимаем. Все это время пытаемся создать ребятам достойные условия, потратили за эти годы уже 4 млн долларов - на их проживание, питание, охрану и т. д. Почему так ведут себя местные судьи? Видимо, они боятся  Чавеса, который объявил войну наркоторговцам… Считаю, в этом деле должна помочь Россия. Ведь в аналогичную переделку завтра рискуют попасть и их моряки…

ОФИЦИАЛЬНО

Так как в Венесуэле нет украинского посольства, мы связались с нашим консульством в Бразилии (Венесуэла входит в их зону ответственности). Атташе Валерий Пасечный подтвердил, что следит за делом моряков, но чтобы дать комментарий «Комсомолке», ему необходимо разрешение украинского Министерства иностранных дел. К сожалению, в самом МИДе нам ответили, что могут прокомментировать ситуацию только через 30 дней после подачи официального запроса. Надеемся, что наша публикация поторопит дипломатов.