26 ноября
Загрузить еще

ЧП в Черном море: российская подлодка звала на помощь

ЧП в Черном море: российская подлодка звала на помощь
Фото: Есть ли пострадавшие среди членов экипажа, никто в штабе не говорит. Фото: gidrocar.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

11.15

После ЧП прошло уже 28 часов. Официальных комментариев командования ЧФ и ВМФ РФ до сих пор нет. А тем временем от наших "неофициальных" источников в Севастополе просачивается любопытная информация. Например, о том, что в район ЧП в Черном море вчера вылетал самолет-амфибия Бе-12 (а не Б-12, как это ошибочно было указано в моем вчерашнем сообщении). Этот самолет разработан в нескольких вариантах: Бе-12 - противолодочный самолет-амфибия, Бе-12ПС - поисково-спасательный, Бе-12П - противопожарный самолет-амфибия (кроме того, Бе-12 используется и как транспортный самолёт).

С какой целью амфибия вылетала к "Алросе"? Доставляла запасные детали или же эвакуировала пострадавших подводников? На эти вопросы еще предстоит получить ответы. Если верить неназванным источникам в штабе ЧФ, всю ночь лодка шла на базу в Севастополе. В подводном или надводном положении - тоже пока неизвестно.

11.35

Неназвавшийся представитель отдела информационного обеспечения ВМФ РФ сообщил РИА "Новости": "Ситуация на подлодке "Алроса" Черноморского флота России не представляет опасности для экипажа и самой субмарины". Он признал, что "в ходе выполнения учебных задач в полигоне в акватории Черного моря на российской дизель-электрической подводной лодке "Алроса" возникли отдельные неисправности в одном из узлов двигательной установки... После возвращения на базу и устранения неисправностей подлодка вернется на полигон для выполнения учебных задач".

Стало известно, что лодка вышла из ремонта в августе этого года. Ей 19 лет. Подводники не считают ее "старушкой".

РАНЕЕ

21 ноября

18.30

Украинское агентство УНИАН со ссылкой на неназванных представителей штаба ЧФ в Севастополе первым обнародует сенсационное сообщение: экипаж дизельной подлодки ЧФ РФ "Алроса" около 08:00 в субботу (21 ноября) передал сигнал SOS. В тот момент лодка находилась примерно в 150 километрах от Сухуми.

19.10

Штаб Черноморского флота, Минобороны РФ, Главный штаб ВМФ РФ не комментируют, но и не подтверждают корреспонденту "КП" сообщение о ЧП в Черном море. Все дружно твердят одно: "Информация проверяется. Многое неясно". Но идут намеки на то, что агентство, возможно, наврало "для повышения рейтинга", что такая провокационная ложь-де - часть информационной войны Украины против России. Причем, якобы, украинским журналистам "инфу" о лодке предоставили их грузинские коллеги...

20.30

РИА "Новости", также со ссылкой на представителей штаба Черноморского флота России, сообщает, что у "Алросы" возникли неполадки в двигателе. Подлодка, по данным собеседников российского агентства, возвращается на базу, опасности для подлодки и экипажа нет.

20.45

Странная ситуация: один офицер штаба Черноморского флота в телефонном разговоре с корреспондентом КП осторожно подтверждает: "Да, есть сведения, что на лодке возникла нештатная ситуация". Другой твердит совсем иное: "Сигналов SOS с нашей подлодки не поступало".

21.50

Корреспондент "КП" связывается по телефону с одним из дежурных офицеров Главного штаба ВМФ. Тот категорически отказывается отвечать на любые вопросы о лодке. И кричит в трубку: "Комментировать будет только Минобороны или Главком ВМФ лично!" С того момента, когда ЧП всплыло в СМИ, прошло уже 14 часов.

Официальных комментариев ни МО, ни Главный штаб ВМФ, ни штаб ЧФ не дают. Все "предпочитают быть неназванными".

22.25

Штаб Черноморского флота РФ по-прежнему никак не комментирует сообщения о нештатной ситуации на подлодке. Однако в интервью "Интерфаксу" представитель штаба ЧФ России (тоже отказавшийся назвать свое имя) "высказал предположение, что лодка могла отрабатывать задачи по плану боевой подготовки, в том числе по погружению и всплытию". Круто! Это все равно, что высказать предположение о зубной щетке, которой могли чистить зубы...

Главное так и остается неясным: был ли сигнал SOS? Что произошло с лодкой? Все ли нормально с экипажем? Тем более что к этому времени уже просочилась в СМИ новая информация: "Экипажу не удалось самостоятельно справиться с возникшей проблемой". Возникшая проблема - отказ двигателя. Если на поверхности моря - это еще полбеды, лодка будет дрейфовать. Хотя есть угроза столкновния с гражданскими судами или выброса на мель. А если движок отказал под водой?

Вспоминаю рассказ бывшего командира дизельной лодки каперанга Александра Лескова, который спас экипаж от гибели. Ему удалось каким-то чудом всплыть. Помню его акценты на угарный газ от движка. От этого - смертельная опасность...

23.35

В ожидании звонка из Севастополя лихорадочно роюсь в своем досье о боевом составе Черноморского флота РФ. Нахожу вот это: "Алроса" - дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В - является единственной действующий подлодкой Черноморского флота России. Экипаж "Алросы" состоит из 52 человек".

Но это - официальные данные. Есть и неофициальные. Например, вот это письмо, присланное на мой блог офицером штаба ЧФ: "Еще недавно мы тут смеялись над украинцами, у которых единственная подлодка, да и та не на плаву. А теперь вот и мы дожили, что у нас тоже одна лодка - "Алроса". Такая же старушка. Экипаж стонет, все надо ремонтровать. Страшно в море выходить"...

22 ноября

0.00

До сих пор - никаких официальных сообщений о том, что же на самом деле случилось с "Алросой". Звонок офицера из Севастополя ничего нового не добавляет: "Все покрыто туманом". Спрашиваю: "А как это украинским журналистам удалось о ЧП на лодке узнать раньше, чем россиянам?" Отвечает: "В экипаже есть украинцы. А у них мобильники. Вот, скорее всего, и проболтались". Я продолжаю наседать: "Но почему же до сих пор командование флота молчит? Может, все неправда?" Мой собеседник уверенным голосом отвечает: "Если бы была неправда, уже давно бы командующий или начальник штаба флота выступили по ящику. Может, к утру в воскресенье и созреют... Сейчас просто думают, как все преподнести народу. Да и неясно пока, есть жертвы или нет. Командира лодки надо слишком сильно в угол загнать, чтобы он SOS выкинул...

А еще я думаю, что все молчат и по другой причине... ну это... в Питере же сегодня съезд был... Видимо, кому-то из адмиралов очень не хотелось праздник партии портить. Но это так, мои личный соображения..."

1.40

Опять со ссылками на неназванные источники поступает информация: дизельная подводная лодка "Алроса" прервала плановый поход и возвращается на базу. Субмарина отрабатывала учебные задачи на полигоне в акватории Черного моря. По предварительным данным, причина возвращения - перебои в работе двигателя. Как сообщают военные, угрозы для экипажа и лодки нет. Хочется верить...

2.50

Суть случившегося с ДПЛ "Алроса" в Черном море все еще покрыта плотной завесой информационного тумана. Скоро пройдет ровно 24 часа с момента ЧП, о котором никто из адмиралов так и не набрался смелости объясниться с народом (и информационным службам, похоже, тоже закрыли рот). Но, судя по некоторым сведениям из штаба Черноморского флота РФ, есть признаки того, что с лодкой случились серьезные "нелады". Зачем вышло в море спасательное судно? Зачем в район ЧП были направлены сразу два самолета - "Ан" и один Б-12?

А безымянные офицеры из штаба ЧФ продолжают явно "вешать лапшу на уши" соотечественников. Вот такую: по данным "Интерфакса", в штабе Черноморского флота ВМФ России заявили, что никаких ЧП с российскими подводными лодками, связанных с пожарами и затоплениями отсеков, в эти сроки в данном регионе не происходило.
"Сигналов SOS с подводных лодок Черноморского флота России не поступало", - подчеркнул источник в штабе.

А вот что сказал источник РИА Новости в том же штабе ЧФ РФ: "По предварительным данным, причиной возвращения лодки стали перебои в работе двигателя. В настоящее время лодка возвращается на базу. По прибытии в док, после установления причин неисправности и ремонта, лодка снова выйдет в море".

Есть ли пострадавшие среди членов экипажа, никто в штабе не говорит. К утру "КП" надеется получить ответ на этот вопрос.

11.25

На информационном портале "Грузия" появилсь сообщение "Российские подлодки обхаживают Абхазию". В нем, в частности, говорится: "Мы неоднократно сообщали о том, что в акватории Абхазии, в частности, в бухте Очамчире, частенько наведывались российские подводные лодки. Свидетелями этого неоднократно становились жители этого оккупированного региона Грузии. Между тем, российская сторона всегда опровергала какое-либо нахождение подлодок в этой акватории, несмотря даже на то, что еще перед войной в Грузии в августе 2008 года российские военные специально прочищали для их захода дно в бухте.

Мало кто может предположить, что это действительно единственная активная подлодка российского флота на Черном море, о чем сообщают российские СМИ. Допустимо и то, что информация была распространена специально для отвода внимания от дальнейших поисков российского подводного флота у берегов Грузии. Как бы то ни было, данное ЧП подтвердило, что в акватории Абхазии действительно патрулируют российские подводные лодки."

В этом сообщении - смесь правды и лжи. Наши подлодки в бухте Очамчира не появлялись со времен падения СССР. За 18 лет бухта значительно обмелела и заходить в нее лодкам крайне опасно. А вот что правда - то правда: наши спецы ВМФ действительно изучали состояние дна в бухте, после чего и были начаты так называемые "дноглубительные работы". Россия не скрывала и не скрывает, что намерена дислоцировать в Очамчира свою военно-морскую базу. На сей счет между Россией и Абхазией есть официальный договор. А в появлении нашей дизельной лодки в 150 км от Сухуми ничего особенного нет. Возможно, она намеревалась изучить подходы к бухте, а заодно - решить учебные задачи. К тому же, российская сторона уже давно объявила, что намерена в соответствии с договором с Абхазией патрулировать территориальные воды этой республики. Надводные силы ЧФ РФ уже решают эти задачи.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Подводная лодка Б-871 ("Алроса")

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 2300/3950 т.
Размеры: длина - 76,2 м, ширина - 9,9 м, осадка 6,2 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 10/17 узлов.
Силовая установкая: 2 дизеля, электромоторы - 5000 и 130 л.с.
Дальность плавания: 400 миль в подводном положении, 6000 миль в надводном положении.
Вооружение: 6 533-мм носовых торпедных аппаратов, 18 торпед, ПЗРК "Игла".
Глубина погружения: рабочая 240 м, предельная 300 м.
Экипаж: 52 чел.

История подлодки

Подводная лодка проекта 877В.

В 1974 г. было подписано техническое задание на создание новой отечественной подводной лодки с высокими тактико-техническими характеристиками. Её разработкой занимались конструкторы ЦКБ "Рубин" во главе с Ю.Н. Кормилицыным.

Конструкторам ставилась задача обеспечить значительный прирост скорости подводного хода по сравнению с пр.641, улучшить мореходность, живучесть, особенно обитаемость, уменьшить численность экипажа, что связано с применением автоматизации большинства процессов управления. Необходимо было создать проект с учетом конкуренции на мировом рынке вооружений, а также обеспечить определенный запас водоизмещения корабля для возможности его модернизации, чтобы на многие десятки лет подводная лодка сохраняла высокую боеспособность.

Водоизмещение новой подводной лодки пр.877 (Kilo class по классификации NATO) с противогидролокационным покрытием корпуса составило около 2300 тонн. Подводная лодка получилась одновальной, с хорошей обтекаемой формой корпуса. Носовые горизонтальные рули отнесены дальше к средней части. Таким образом достигнуто значительное снижение помех гидроакустическому комплексу. Снижению уровня помех способствует также особая форма носа и ряд других конструктивных элементов.

Наличие двух корпусов обеспечило ей большую живучесть. Она имеет 6 отсеков, разделенных прочными переборками. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м - аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й - жилой, двухпалубный, на верхнем "этаже" размещены камбуз и каюты, а на нижнем - опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м - гребные электродвигатели, а в 6-м - электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

В крейсерском положении корабль даже при заполнении одного любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву. Скорость полного надводного хода - около 10 уз, подводного - 17 уз. Дальность плавания - 6000 миль в режиме работы дизеля под водой.

В носовой части убраны шпигаты, носовые рули перенесены в среднюю часть, шумящие механизмы вынесены из первого отсека. Следовательно, повысилась скрытность движения лодки. Скрытности движения лодки способствует также примененная на ней принципиально новая система газоотвода. За лодкой не остается практически никакого следа. Система погружения и всплытия автоматизирована. Предельная глубина погружения - 300 м, рабочая - 240 м, перископная - 17,5 м.

Дизель-электрическая подводная лодка пр.877 оснащена 6 торпедными аппаратами. Из них 2 аппарата рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции с особо высоким коэффициентом поражения. Для погрузки боезапаса установлено специальное устройство. Корабль может принять 18 торпед (6 - в торпедные аппараты и 12 - на стеллажи). Вместо торпед могут быть приняты 24 мины, 12 - в торпедные аппараты (по 2 на аппарат) и 12 - на стеллажи.

На пр.877 впервые установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации.

Управление устройством быстрого заряжания осуществляется дистанционно из торпедного отсека с пульта управления "Мурена" или с местных постов. Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения - от перископной до рабочей - и совместно с боевой информационно-управляющей системой позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.

Взамен поста управления торпедной стрельбой "Ленинград", обеспечивавшего вручную на подводной лодке пр.641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на пр.877 установлен многоцелевой компьютер (МВУ-110ЭМ). Он позволяет одновременно следить за 5 целями (2 сопровождать в автоматическом режиме и 3 вручную), обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. Возможно также решение целого ряд навигационных задач.

Малогабаритный навигационный комплекс "Андога" обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Через боевую информационную систему команда на изменение курса поступает на пульт управления кораблем. Архитектура носовой оконечности подводной лодки позволила вписать в ее размеры гидроакустическую антенну совершенно новой конструкции, что помогло значительно увеличить дальность действия гидроакустического комплекса ГАК - МГК-400, который был спроектирован для нового поколения дизель-электрических подводных лодок с учетом длительной эксплуатации в различных районах Мирового океана.

Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с оптимально обтекаемым корпусом делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.

Подводная лодка Б-871 была построена в г.Горький на заводе "Красное Сормово" (112), заводской номер - 607. Вступила в строй в 1990 году.

Подлодка Б-871 построена по проекту 877В и имеет опытный водометный движитель (вместо винта). В начале 90-х годов долгое время находилась у пирса по причине отсутствия аккумуляторов, получив их лишь в 1996 году и лишь тогда начав практические выходы в море.

В январе 2003 года приказом главкома ВМФ РФ эта подводная лодка была переименована, и получила новое название - "Алроса". Именно такое название имеет российская компания, являющаяся шефами данной подлодки и приложившая немало сил и средств для поддержания подлодки.

В настоящее момент ПЛ "Алроса" находится в составе сил постоянной готовности Черноморского флота. По существу она является единственной боеспособной подводной лодкой Российской Федерации на Черном море. Флагман подводных сил ЧФ не раз завоевывал переходящий приз Военно-морского флота среди дизельных подводных лодок за успешную атаку отряда боевых кораблей.

В разное время данной подлодкой командовали:
- А.Романов;
- И.Дмитриев;
- А.Варочкин;
- И.Игнатьев;
- капитана 2 ранга Д.Парамонов.