Многие наши соотечественники, отчаявшись найти достойную работу и зарплату на родине, отправляются за рубеж. По данным экспертов Института народоведения Национальной академии наук, легально и нелегитимно вне пределов Украины находится около 4,5 млн наших граждан, в том числе 1,7 млн - в странах Евросоюза. И хотя там тоже не сладко, большинство любой ценой старается удержаться на плаву, понимая: это лучше, чем дома. Но жизнь на чужбине порой готовит испытания - хуже не бывает.
ВЫГОДНАЯ РАБОТА
Год назад 29-летняя жительница Вышгорода (Киевская обл.) Марина Калугина уехала в Швейцарию. «Она бывала там до этого, - рассказывает ее мама, сотрудница коммерческой фирмы Татьяна Викторовна. - Танцевала в кабаре, переезжала с другими девочками из города в город. Хотела заработать денег, чтобы погасить кредит на жилье, взятый в 2007-м. Заключила контракт, получила рабочую визу и уехала на семь месяцев. Знать бы, чем это обернется...».
Татьяна Калугина говорит, что часто общалась с дочерью по телефону, обменивалась сообщениями, интересовалась, как дела, где выступает. Название городов звучали романтично: Базель, Люцерн, Аугст (Марина называла - Август).
В последний раз они разговаривали 12 ноября 2008 года. Ничто не предвещало беды. А 1 декабря Татьяне Викторовне позвонили из киевского областного отделения НЦБ Интерпола в Украине и попросили приехать. Сказали, что в Швейцарии найдена сумка с документами, якобы принадлежащими Марине, и их нужно опознать. Она, естественно, примчалась. Ей показали ксерокопию загранпаспорта. Это были документы дочери. Потом сотрудники Интерпола сообщили, что в ночь на 16 ноября в развлекательном центре «Мулен Руж» в Аугсте (не путать с именитым одноименным парижским заведением), где выступала Марина, случился пожар. И в огне девушка погибла, чему есть документальное подтверждение. Это подтверждение матери показали тоже, уточнив, что вызвали ее для сдачи анализа на ДНК.
- Я была в шоке и не находила себе места от свалившегося горя, - сдерживая слезы, рассказывает женщина. - Бросилась выяснять, как это произошло... Но где Швейцария и где наш Вышгород. Звонила девочкам, с которыми работала Марина, обращалась в посольство, МИД, милицию. Мне туманно, путано объясняли, что произошел не то взрыв, не то поджог, и вместе с дочерью погибли еще две танцовщицы - из России и Молдовы. Вернее, одна погибла, вторая пропала без вести. Фамилий не называли. Кинулась в посольство Швейцарии с просьбой открыть визу - отказали. А в украинском посольстве заявили, что все материалы, касающиеся происшествия, изъяла полиция и до окончания следствия никаких сведений не дает.
«ПОХОРОНИМ В ОБЩЕЙ МОГИЛЕ»
Тесты на ДНК у матери брали дважды. И отправили в Швейцарию. 19 декабря оттуда сообщили: результаты анализов совпали. То есть погибшая - действительно Марина Калугина.
Мать говорит, что добивалась отправки тела в Украину, чтобы провести здесь повторную экспертизу. Но украинские дипломаты уведомили, что швейцарцы не отправляют тела умерших, а высылают только урны с прахом. И передали: если мать не разрешит кремировать останки, их захоронят в Швейцарии… в общей могиле.
- Мне не оставалось ничего иного, как согласиться, - вздыхает Татьяна Викторовна. - Но я попросила, чтобы вместе с урной прислали материал для повторного исследования, чтобы я точно знала: это - прах дочери, и его можно предать родной земле...
В обыкновенной почтовой коробке, которую прислали в Борисполь авиапочтой и за которой пришлось обить пороги не одного кабинета, кроме урны и нескольких принадлежавших Марине украшений, были всего лишь бумаги. Мать пришла с этой страшной посылкой в церковь - получить благословение похоронить останки. И услышала от священника: «Мы даем разрешение при наличии свидетельства о смерти или другого, подтверждающего этот факт, документа. Это не то». (Консул Наталья Матичук, однако, утверждает, что без свидетельства о смерти останки Марины ни при каких обстоятельствах не разрешили бы отправить в Украину.)
«ВЫРУЧАЙТЕ МАРИНУ! САМОЙ ЕЙ НЕ ВЫБРАТЬСЯ»
На иждивении Татьяны Викторовны есть еще сын-школьник. Оба втайне, в глубине души, надеются, что всем смертям назло Марина... жива. Слишком много неясностей, недосказанностей в этой трагической истории и масса вопросов без ответа.
Почему матери не открыли визу? Спешно кремировали тело? Прислали останки без необходимых сопроводительных документов? Кто две другие жертвы ЧП в «Мулен Руж»? Почему молчат родственники этих девушек?
Как-то на мобильный Татьяны Калугиной позвонили (номер не определился). В трубке прозвучало: «Выручайте Марину! Самой ей не выбраться». «Значит, не погибла?! - восклицает мама. - Может, похитили и держат где-то взаперти или отдали в рабство, увезли неизвестно куда? Мы и к гадалкам ходили. Одни говорят - мертвая, другие - что перенесла страшное потрясение, но жива».
Материнское сердце все еще верит в чудо.
ОФИЦИАЛЬНО
Из ответа Посольства Украины:
«...Марина Калугина погибла 15 ноября 2008 года во время пожара в развлекательном центре «Мулен Руж», кантон Базель-Ланд. С целью подтверждения или опровержения факта ее гибели 5 декабря 2008 г. при содействии НЦБ Интерпола в Украине в полиции кантона был получен и передан матери погибшей идентификационный материал.
В конце декабря консульским отделом Посольства Украины были получены положительные материалы идентификации тела Марины, о чем была проинформирована ее мать.
Татьяна Калугина изъявила желание провести повторный анализ ДНК в Украине. Позднее она отказалась от упомянутой процедуры и обратилась с заявлением о кремации тела в Швейцарии с целью последующего захоронения останков дочери в Украине. После оформления необходимых документов урна с прахом Марины Калугиной, а также ее личные вещи за счет швейцарской стороны в июне 2009 года были отправлены в Украину.
Следствие по факту пожара продолжается, и, по информации полиции, предоставить материалы дела не представляется возможным. Доступ к ним будет разрешен при наличии доверенности от адвоката Татьяны Калугиной, о чем ей также сообщено. Посольство держит постоянную связь с ней и полицией кантона.
С уважением, Наталья Матичук, консул».