Загрузить еще

За Arctic Sea потребовали выкуп

За Arctic Sea потребовали выкуп

В субботу полиция Финляндии на своем официальном сайте сообщила, что принимает участие совместно с властями других стран в расследовании по факту захвата судна и грубого шантажа. Однако вчера информацию на сайте несколько изменили. Формулировка теперь выглядит так: «...по факту грубого шантажа и возможного захвата». Добавлено следующее: «Власти не смогли пока подтвердить, что имел место захват, о котором было заявлено в полицию, как и наличие связи между этим предполагаемым событием и более поздними (имеются в виду, очевидно, исчезновение лесовоза и некие предъявленные требования. - Авт.)».

Слова «грубый шантаж» здесь, кстати, могут означать не только вымогательство с целью получения выкупа, но и предъявление других требований, скорее всего, экономического характера, владельцам лесовоза. Недаром ни о каких денежных суммах официальные источники пока не говорят. Хотя в прессе появились неподтвержденные сообщения, будто неизвестные злодеи-угонщики требуют за освобождение судна и экипажа выкуп в полтора миллиона долларов.

Вчера мы дозвонились до Виктора Матвеева - директора финской компании Solchar, в управлении которой находится Arctic Sea. Однако он комментировать ситуацию отказался.

- Поверьте, положение не только тяжелое, но и требующее особой осторожности в высказываниях, - пояснил Матвеев. - В этих условиях любые мои заявления дадут почву для очередной волны спекуляций. Весь коллектив компании мобилизован на работу, направленную на оказание помощи экипажу. Директор лишь сообщил, что в поисках сухогруза задействовано более 20 стран. Используются услуги Европола и Интерпола. Компания сразу обратилась с просьбой о помощи в российское посольство в Финляндии, предоставив все документы. 

- Мы очень надеемся на то, что события в ближайшее время будут развиваться быстро и в позитивном ключе, - сказал Матвеев.

Между тем постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин официально заявил о том, что поиск Arctic Sea ведут боевые корабли ВМФ России, которые находятся в контакте со штабом объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. 

Стокгольм. 

МИСТИКА

Сухогрузы этой серии преследуют несчастья  

Евгений САЗОНОВ

Моряки называют «проклятой» всю серию, к которой принадлежит пропавший лесовоз.

- Эти лесовозы были построены в Турции судоверфью Sedef Gemi Endustri AS, - рассказывает Михаил Войтенко, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень - Совфрахт». - Сам заказ стал одним из последних от СССР. Всего было построено 22 судна в период 1990 - 1993 гг. Их  сразу назвали неудачными из-за отсутствия ледового класса и не очень хорошей остойчивости.

Однако неудачи судов кроются не только в непродуманном проекте. Создается ощущение, что корабли преследует какой-то злой рок. И история с Arctic Sea - далеко не первая в длинном списке ЧП, которые обнаружил Михаил Войтенко. Вот только самые известные случаи.

В 1992 году Torm Alexandra едва не перевернулся при выгрузке контейнеров в нигерийском порту. Неимоверными усилиями крен ликвидировали и судно спасли. Однако этот урок не пошел впрок. 22 июля 2001 года судно все-таки перевернулось при разгрузке в Монровии (Либерия). 

Кстати, за год до гибели Torm Alexandra тоже успел печально прославиться. В 2000 году у берегов Сьерра-Леоне на него напали морские пираты. Судно было полностью разграблено, но, слава богу, ни один из 14 украинских членов экипажа не пострадал. 

В 1998 году во время сильного шторма перевернулся и утонул лесовоз Tiger Force.  Всех моряков спас откликнувшийся на сигнал SOS корабль.

В марте 2006 года в Средиземном море недалеко от Порт-Саида затонул Teklivka с грузом контейнеров. Сухогрузу с российско-украинским экипажем не повезло дважды. Во-первых, во время рейса начался десятибалльный шторм, которого в этом районе не было лет двести. Во-вторых, по свидетельству выживших моряков, корабль натолкнулся на смытое с какого-то лесовоза большое бревно. Удар был таким сильным, что в машинном отделении образовалась пробоина, и сухогруз оказался обречен. Пятнадцать человек из команды спасли египетские военные. Двое моряков погибли.

В 2004-м Nova Spirit, загруженный контейнерами, получил сильный крен в Средиземноморье. К счастью, стояла спокойная погода и судно удалось отбуксировать в порт.

В июле 2009 года в дальневосточных портах были арестованы все суда владивостокской фирмы ST Group, которые принадлежат как раз к типу Arctic Sea. В одной только Находке судебные приставы задержали сразу четыре однотипных корабля: ST Brilliance, ST Fidelity, ST Leader и ST Star. Причина - компания-владелец задолжала экипажам зарплату почти на миллион долларов.

В августе 2009 года Baltic Star с российским экипажем оказался в буквальном смысле брошенным судовладельцем на рейде вблизи Мальты. Моряки не получают зарплату уже несколько месяцев. Начались проблемы с топливом, продовольствием и водой - их просто не на что купить. Родственники не могут связаться ни с ними, ни с судовладельцем. 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Все суда «проклятой» серии

1.         Arctic Sea (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом Мальты)

2.         Ascension (построен в 1993 г., грузоподъемность – 4152 т., ходит под флагом США)

3.         Atlantic Star (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4712 т., ходит под флагом Белиза)

4.         Baltic Star (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4712 т., ходит под флагом Белиза)      

5.         Bodyer (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4470 т., ходит под флагом Турции)

6.         Gornozavodsk (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом России)

7.         Maria (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4330 т., ходит под флагом Мальты)

8.         Navaga (построен в 1990 г., грузоподъемность – 4168 т., ходит под флагом Сент-Китс)

9.         Onego Spirit (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4725 т., ходит под флагом Белиза)

10.       Royal Pisces (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4152 т., ходит под флагом Индии)

11.       ST Brilliance (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4705 т., ходит под флагом Маршалловых Островов)

12.       ST Confidence (построен в 1993 г., грузоподъемность – 4705 т., ходит под флагом Сент-Винсента)           

13.       ST Fidelity (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4712 т., ходит под флагом Маршалловых Островов)

14.       ST Olymp (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом России)

15.       ST Spirit (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом Маршалловых Островов)

16.       ST Star (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом Маршалловых Островов)

17.       ST Wind (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4706 т., ходит под флагом России)

18.       Scarlett Lucy (построен в 1993 г., грузоподъемность – 4152 т., ходит под флагом Сингапура)

19.       Soyana (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4570 т., ходит под флагом Сент-Винсента)

20.       Tiger Force (построен – н/д., грузоподъемность – н/д., затонул в 1998 г.)

21.       Teklivka (построен в 1991 г., грузоподъемность – 4168 т., ходил под флагом Мальты, затонул в 2006 г.)

22.       Torm Alexandra (построен в 1992 г., грузоподъемность – 4168 т., ходил под флагом Мальты, затонул в 2002 г.)

УДИВИТЕЛЬНАЯ АНАЛОГИЯ

В 1995 году грузовое судно Anna Sierra с 23 членами экипажа под флагом Кипра везло груз сахара на 5 млн долларов из Бангкока в Манилу. 15 сентября у побережья Вьетнама на сухогруз высадились со скоростной моторки вооруженные люди в камуфляже. Судно исчезло, владельцы объявили его в розыск.

Спустя некоторое время членов команды подобрали в море рыбаки. Похитители высадили ее на шлюпках без средств связи. Само судно удалось найти лишь через месяц в южнокитайском порту. Разбойники действовали по заранее заготовленным фальшивым документам, готовились продать груз. Судно перекрасили и перерегистрировали. А на борту красовалось новое название. Какое вы думаете? Arctic Sea!

Следствие установило, что пираты были из Индонезии. Вот такое странное совпадение.