В субботу полиция Финляндии на своем официальном сайте сообщила, что принимает участие совместно с властями других стран в расследовании по факту захвата судна и грубого шантажа. Однако вчера информацию на сайте несколько изменили. Формулировка теперь выглядит так: «...по факту грубого шантажа и возможного захвата». Добавлено следующее: «Власти не смогли пока подтвердить, что имел место захват, о котором было заявлено в полицию, как и наличие связи между этим предполагаемым событием и более поздними (имеются в виду, очевидно, исчезновение лесовоза и некие предъявленные требования. - Авт.)».
Слова «грубый шантаж» здесь, кстати, могут означать не только вымогательство с целью получения выкупа, но и предъявление других требований, скорее всего, экономического характера, владельцам лесовоза. Недаром ни о каких денежных суммах официальные источники пока не говорят. Хотя в прессе появились неподтвержденные сообщения, будто неизвестные злодеи-угонщики требуют за освобождение судна и экипажа выкуп в полтора миллиона долларов.
Вчера мы дозвонились до Виктора Матвеева - директора финской компании Solchar, в управлении которой находится Arctic Sea. Однако он комментировать ситуацию отказался.
- Поверьте, положение не только тяжелое, но и требующее особой осторожности в высказываниях, - пояснил Матвеев. - В этих условиях любые мои заявления дадут почву для очередной волны спекуляций. Весь коллектив компании мобилизован на работу, направленную на оказание помощи экипажу. Директор лишь сообщил, что в поисках сухогруза задействовано более 20 стран. Используются услуги Европола и Интерпола. Компания сразу обратилась с просьбой о помощи в российское посольство в Финляндии, предоставив все документы.
- Мы очень надеемся на то, что события в ближайшее время будут развиваться быстро и в позитивном ключе, - сказал Матвеев.
Между тем постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин официально заявил о том, что поиск Arctic Sea ведут боевые корабли ВМФ России, которые находятся в контакте со штабом объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
Стокгольм.
МИСТИКА
Сухогрузы этой серии преследуют несчастья
Евгений САЗОНОВ
Моряки называют «проклятой» всю серию, к которой принадлежит пропавший лесовоз.
- Эти лесовозы были построены в Турции судоверфью Sedef Gemi Endustri AS, - рассказывает Михаил Войтенко, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень - Совфрахт». - Сам заказ стал одним из последних от СССР. Всего было построено 22 судна в период 1990 - 1993 гг. Их сразу назвали неудачными из-за отсутствия ледового класса и не очень хорошей остойчивости.
Однако неудачи судов кроются не только в непродуманном проекте. Создается ощущение, что корабли преследует какой-то злой рок. И история с Arctic Sea - далеко не первая в длинном списке ЧП, которые обнаружил Михаил Войтенко. Вот только самые известные случаи.
В 1992 году Torm Alexandra едва не перевернулся при выгрузке контейнеров в нигерийском порту. Неимоверными усилиями крен ликвидировали и судно спасли. Однако этот урок не пошел впрок. 22 июля 2001 года судно все-таки перевернулось при разгрузке в Монровии (Либерия).
Кстати, за год до гибели Torm Alexandra тоже успел печально прославиться. В 2000 году у берегов Сьерра-Леоне на него напали морские пираты. Судно было полностью разграблено, но, слава богу, ни один из 14 украинских членов экипажа не пострадал.
В 1998 году во время сильного шторма перевернулся и утонул лесовоз Tiger Force. Всех моряков спас откликнувшийся на сигнал SOS корабль.
В марте 2006 года в Средиземном море недалеко от Порт-Саида затонул Teklivka с грузом контейнеров. Сухогрузу с российско-украинским экипажем не повезло дважды. Во-первых, во время рейса начался десятибалльный шторм, которого в этом районе не было лет двести. Во-вторых, по свидетельству выживших моряков, корабль натолкнулся на смытое с какого-то лесовоза большое бревно. Удар был таким сильным, что в машинном отделении образовалась пробоина, и сухогруз оказался обречен. Пятнадцать человек из команды спасли египетские военные. Двое моряков погибли.
В 2004-м Nova Spirit, загруженный контейнерами, получил сильный крен в Средиземноморье. К счастью, стояла спокойная погода и судно удалось отбуксировать в порт.
В июле 2009 года в дальневосточных портах были арестованы все суда владивостокской фирмы ST Group, которые принадлежат как раз к типу Arctic Sea. В одной только Находке судебные приставы задержали сразу четыре однотипных корабля: ST Brilliance, ST Fidelity, ST Leader и ST Star. Причина - компания-владелец задолжала экипажам зарплату почти на миллион долларов.
В августе 2009 года Baltic Star с российским экипажем оказался в буквальном смысле брошенным судовладельцем на рейде вблизи Мальты. Моряки не получают зарплату уже несколько месяцев. Начались проблемы с топливом, продовольствием и водой - их просто не на что купить. Родственники не могут связаться ни с ними, ни с судовладельцем.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
2. Ascension (построен в
3. Atlantic Star (построен в
4. Baltic Star (построен в
5. Bodyer (построен в
6. Gornozavodsk (построен в
7. Maria (построен в
8. Navaga (построен в
9. Onego Spirit (построен в
10. Royal Pisces (построен в
11. ST Brilliance (построен в
12. ST Confidence (построен в
13. ST Fidelity (построен в
14. ST Olymp (построен в
15. ST Spirit (построен в
16. ST Star (построен в
17. ST Wind (построен в
18. Scarlett Lucy (построен в
19. Soyana (построен в
20. Tiger Force (построен – н/д., грузоподъемность – н/д., затонул в
21. Teklivka (построен в
22. Torm Alexandra (построен в
УДИВИТЕЛЬНАЯ АНАЛОГИЯ
В 1995 году грузовое судно Anna Sierra с 23 членами экипажа под флагом Кипра везло груз сахара на 5 млн долларов из Бангкока в Манилу. 15 сентября у побережья Вьетнама на сухогруз высадились со скоростной моторки вооруженные люди в камуфляже. Судно исчезло, владельцы объявили его в розыск.
Спустя некоторое время членов команды подобрали в море рыбаки. Похитители высадили ее на шлюпках без средств связи. Само судно удалось найти лишь через месяц в южнокитайском порту. Разбойники действовали по заранее заготовленным фальшивым документам, готовились продать груз. Судно перекрасили и перерегистрировали. А на борту красовалось новое название. Какое вы думаете? Arctic Sea!
Следствие установило, что пираты были из Индонезии. Вот такое странное совпадение.