Антон ЮЛАЕВ. Фото из отчета МАК. (3 июня 2009)
Перед гибелью пассажирка успела отправить SMS: «У командира голос абсолютно пьяного человека...»

Перед гибелью пассажирка успела отправить SMS: «У командира голос абсолютно пьяного человека...»

Под Пермью 14 сентября 2008 года погибли 88 человек.

Межгосударственный авиакомитет (МАК) опубликовал свое расследование катастрофы «Боинга-737», рухнувшего при заходе на посадку в Перми 14 сентября прошлого года. Погибли все 88 человек, бывших на борту. Среди них - два пилота, четыре бортпроводника и 82 пассажира. Напомним, пилоты, не справившись с управлением, заставили самолет сделать «бочку» и разбили машину. Это, пожалуй, самый подробный отчет о катастрофе, который МАК когда-либо выставлял на всеобщее обозрение. На 168 страницах документа эксперты шаг за шагом разбираются в причинах трагедии. После изучения доклада становится понятно: катастрофа стала закономерным итогом наплевательского отношения к обеспечению безопасности полетов в компании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет. Драма стала следствием огромного множества недосмотров, халатного отношения к инструкциям, отсутствия подготовки у пилотов и технических проблем. Общее ощущение такое: в кабину неисправного самолета посадили двух спящих трактористов, а потом внезапно растолкали и заставили сажать машину на землю...

Мы приводим выдержки из сенсационного документа.

БОРТПРОВОДНИКИ СКАЗАЛИ, ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО

Пассажиры почувствовали неладное с самого начала, еще перед взлетом: «Комиссией был получен текст сообщения (SMS), отправленного с борта самолета одной из пассажирок своему знакомому в Великобритании. Сообщение было отправлено перед запуском двигателя, примерно в 20.59. В данном текстовом сообщении говорится, что отправитель очень сильно напуган, так как при предполетном обращении к пассажирам голос КВС (командира воздушного судна. - Ред.) звучал, как голос «совершенно пьяного человека». Из данного сообщения следует, что среди пассажиров возникло сильное беспокойство, но бортпроводники сказали, что все нормально.

ВОЗДУШНАЯ АКРОБАТИКА

Но все было очень ненормально. Опустим сам процесс полета, он шел более-менее штатно. А вот при посадке началась настоящая эквилибристика. Пилоты «раскачали» огромный лайнер, как гнилой зуб. Один тянул штурвал влево, другой - вправо. Остается только догадываться, что в это время чувствовали пассажиры.

«После срабатывания предупреждающей сигнализации и окрика второго пилота: «А! Ты куда? Ты что делаешь?» - экипаж, вероятно, совместными усилиями вернул самолет в горизонтальный полет. Однако при этом самолет вновь был переведен в набор высоты, который никем из пилотов замечен не был. В результате вновь произошла потеря скорости...»

При этом оба пилота, похоже, не вполне понимали, что происходит и как вообще управлять чертовой железякой, внезапно ставшей летящим к земле гробом. 


Лайнер накануне катастрофы. Обведены фрагменты, уцелевшие после падения.

Лайнер накануне катастрофы. Обведены фрагменты, уцелевшие после падения.

«В 23.08.55 второй пилот попросил командира взять управление («...возьми, а! Возьми, возьми..!»), очевидно, понимая, что он сам не справляется с управлением самолетом. Однако и КВС к этому моменту не был готов взять управление: «Да что «возьми», нцв (нецензурные выражения. - Ред.), я ж тоже не могу!» Тем не менее спустя секунду резким движением штурвала влево КВС увеличивает крен с 30° до 76°. КВС не только неправильно определил направление вывода из крена, но и сделал необычное для нормального пилотирования резкое отклонение штурвала.


Белые точки - это обломки самолета...

Белые точки - это обломки самолета...

Это свидетельствует о наступившем нервном срыве и потере хладнокровия. Второй пилот немедленно среагировал на ошибочные действия командира: «Наоборот, в другую сторону!» - и, скорее всего, в очередной раз помог КВС вывести самолет из глубокого крена.

С момента времени 23.09.03 и до конца полета самолетом управлял КВС. Резкие, несоразмерные движения штурвалом то в одну, то в другую сторону при полном отсутствии контроля и управления говорят о том, что КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте. Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его: «(нцв...), ...что мы делаем-то?!..» Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23.09.14 он совершает критическую ошибку - резко отклоняет штурвал влево, практически до упора».

«НИЗКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ»

Проблемы были и с самолетом. Причем начались они давно, и в авиакомпании об этом знали. Но ничего не сделали.

«В последний полет 13 сентября 2008 года самолет был выпущен с 2 открытыми отложенными дефектами (такие дефекты, вылет с которыми разрешен при условии их дальнейшего устранения. Тем не менее такие неисправные системы задействовать в полете запрещается. - Ред.), включая автомат тяги. Этот дефект начал проявляться с 6 августа и, несмотря на неоднократные записи членов экипажей в бортжурнале, техническим составом устранен не был. Комиссия установила, что во всех 7 полетах, включая аварийный, 4 разных экипажа использовали автомат тяги в полете. Использование в полете систем самолета, официально внесенных в список отложенных неисправностей, свидетельствует о низкой культуре в области безопасности полетов у летного состава авиакомпании».

А КАК ОНИ ТАМ ОКАЗАЛИСЬ?

Так почему же пилоты не смогли нормально произвести посадку?

«Оба пилота не имели опыта работы в составе двухчленного экипажа на воздушных судах, оснащенных современным электронным оборудованием. Специальную подготовку по программе вывода самолета из сложных пространственных положений никто из пилотов не проходил.

При переучивании КВС на тип Boeing 737 был выявлен ряд недостатков:

  • после переучивания, перед прохождением программы ввода в строй, КВС в течение 4 месяцев продолжал полеты на прежнем типе Ту-134, который имеет принципиальные отличия от Boeing 737;
  • при перерыве после переучивания более 90 дней обязательная тренировка на тренажере не проводилась».

Но виновны не только пилоты, а еще и те, кто вообще разрешил им летать.

«Комплектование экипажа было выполнено без учета уровня профессиональной подготовки КВС и второго пилота. К командиру ВС, имеющему малый опыт работы в этой должности, в состав двухчленного экипажа был назначен второй пилот, имеющий малый опыт работы на данном типе ВС, причем оба ранее выполняли полеты только в составе многочленного экипажа».

УСТАЛОСТЬ И АЛКОГОЛЬ

«Продолжительность предполетного отдыха экипажа соответствовала установленным требованиям. Однако за последние три дня КВС выполнял 7-й полет, из которых 3, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11 - 12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Таким образом, накопившаяся усталость могла оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние и действия КВС.

По результатам судебно-медицинской экспертизы установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. В течение по крайней мере последних 30 минут полета уровень психоэмоционального напряжения КВС на 40 - 70% превышал нормальный рабочий уровень. Наиболее вероятными причинами явилось наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а, скорее всего, комбинация этих факторов».

Читайте полный отчет МАК

Политика

Родственники задержанных Россией моряков приехали на сессию ПАСЕ
Родственники задержанных Россией моряков приехали на сессию ПАСЕ 55

В Страсбурге они призывают мировое сообщество надавить на РФ.

Олег Ляшко предложил ввести смертную казнь для коррупционеров и террористов
Олег Ляшко предложил ввести смертную казнь для коррупционеров и террористов 131 1

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко считает целесообразным введение в Украине смертной казни за коррупцию, терроризм и государственную измену во время кризисного периода.

Тимошенко пытается завоевать молодежную аудиторию с помощью ботов в Instagram, - журналисты
Тимошенко пытается завоевать молодежную аудиторию с помощью ботов в Instagram, - журналисты 193 1

Политтехнологи Юлии Тимошенко решили использовать в своей кампании популярный кейс с фотографией яйца, набравшей уже более 50 млн "лайков" в Instagram.

Происшествия

В Николаеве двое друзей-старшеклассников спасли из-подо льда троих детей
В Николаеве двое друзей-старшеклассников спасли из-подо льда троих детей [фото]

Пока взрослые стояли в стороне, ребята не растерялись и принялись действовать так, как их учили в школе.

В Ровно придумали челлендж - бегать по крыше патрульных машин
В Ровно придумали челлендж - бегать по крыше патрульных машин [видео] 144 1

Полиция нашла хулигана по видео в соцсетях.

В Одессе то ли люди, то ли птицы надругались над памятником Екатерине II
В Одессе то ли люди, то ли птицы надругались над памятником Екатерине II [фото] 278

"Памятник основателям Одессы" придется почистить.

Экономика

Новости компании. Takeda завершила сделку по приобретению Shire
Новости компании. Takeda завершила сделку по приобретению Shire 39

8 января 2019 года Takeda (Takeda Pharmaceutical Company Limited) объявила о завершении сделки по приобретению компании Shire (Shire plc), став глобальной биофармацевтической научно-исследовательской компанией-лидером со штаб-квартирой в Японии.

Факт. ЦБТ: обучение трейдингу — выгодная инвестиция в свое будущее
Факт. ЦБТ: обучение трейдингу — выгодная инвестиция в свое будущее 36

Амбициозные люди стремятся к успеху и высокому стабильному доходу. Но они не всегда понимают, в какой сфере могут себя реализовать.

Заявление “Росток-Холдинг": рейдеры распространяют недостоверную информацию от имени компании, создав фейковую страницу агрохолдинга в Facebook 58

Группа "Росток-Холдинг" сообщает о фейковой странице компании, недавно созданной представителями "АЙ ЭНД Ю ГРУПП" в социальной сети Facebook.

Светская хроника и ТВ

Ведущую Елену-Кристину Лебедь выписали из больницы
Ведущую Елену-Кристину Лебедь выписали из больницы [фото] 16

Возлюбленная вице-премьера так и не раскрыла причину операции.

 Живой Кен  показал себя после операции по уменьшению лица
"Живой Кен" показал себя после операции по уменьшению лица [видео] 400

35-летний тусовщик Родриго Алвес сделал 69-ю пластику.

Анна Седокова подверглась атаке хакеров и рассказала о своей любви
Анна Седокова подверглась атаке хакеров и рассказала о своей любви 369

Песню певицы выложили в сеть на день раньше запланированной премьеры

Спорт

Александр Шовковский вошел в топ-5 лучших вратарей в истории Лиги чемпионов
Александр Шовковский вошел в топ-5 лучших вратарей в истории Лиги чемпионов 62

УЕФА назвал голкиперов-гвардейцев еврокубковых турниров.

Умер легендарный украинский баскетболист Александр Окунский
Умер легендарный украинский баскетболист Александр Окунский 501 1

Пятикратный чемпион Украины ушел из жизни в 47 лет.

Свитолина вышла в четвертьфинал Australian Open
Свитолина вышла в четвертьфинал Australian Open 194

В матче за выход полуфинала украинская теннисистка сыграет с японкой Наоми Осакой.