Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Украинские моторостроители - без вины виноватые?

Украинские моторостроители - без вины виноватые?
Фото: В результате авиакатастрофы над Иркутском погибли 72 человека и 373 были ранены.

Вот уже двенадцатый год российская госкомиссия, расследовавшая катастрофу над Иркутском грузового «Руслана», считает запорожских моторостроителей виновными в гибели 72 человек. Украинцы провели собственное расследование, которое им обошлось в 2 миллиона долларов, и теперь настаивают на реабилитации.

АВИАТОРОВ УПРЕКНУЛИ В ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО 

Напомним, 6 декабря 1997 года Ан-124 российских ВВС, перевозивший во Вьетнам два истребителя Су-27, прямо на взлете рухнул на жилой микрорайон, из-за чего погибли экипаж «Руслана» и жители дома по ул. Гражданской, 45. Еще 373 иркутчанина получили ранения. Сразу после катастрофы в российских ВВС поговаривали, что причиной трагедии могли стать нештатное количество воды в авиатопливе, небрежная подготовка авиатехников к взлету самолета и нарушение маршрута. Мол, экипаж не имел права набирать высоту прямо над густонаселенным районом города, но, видимо, решил сэкономить горючее...

Тем не менее россияне до сих пор считают виновными в трагедии конструкторов двигателей для самолета: запорожское моторостроительное авиационное КБ «Прогресс» и серийный завод по производству этих моторов - ОАО «Мотор Сич». Ведь на взлете «Руслана» отказали сразу три из четырех двигателей Д-18 украинского производства. А значит, виноваты моторы?  

Генеральный конструктор крупнейшего нынче в СНГ ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» Федор МУРАВЧЕНКО говорит, что сначала к моторостроителям прислушивались. Пока председателем правительства РФ был нынешний посол России в Украине Виктор Черномырдин, российские военные не решались утвердить свою версию катастрофы как истину в последней инстанции. Но как только Сергей Кириенко сменил ЧВС на посту премьера, он немедленно расписался в виновности украинских конструкторов.

Отчасти такое решение было продиктовано политическими мотивами. Ведь вскоре российская компания «Ингосстрах», представлявшая интересы пострадавших, выдвинула украинцам иск на $88 млн. В такую сумму оценили ущерб пострадавших и стоимость разбившихся «Руслана» и двух истребителей на его борту. Но неофициально авиаторы говорили, что госкомиссия, состоявшая из высоких чинов ВВС России, была заинтересована в скорейшем сокрытии причин трагедии, поскольку компания, фрахтовавшая «Руслан», принадлежала одному из замов главкома ВВС РФ. Чтобы доказать свою невиновность, украинским конструкторам пришлось начать собственное расследование.


Генеральный конструктор КБ «Прогресс» Федор Муравченко.

САМОЛЕТЫ НЕ ВСЕГДА ПАДАЮТ ИЗ-ЗА ДВИГАТЕЛЕЙ

Для этого «Мотор Сич» предоставила КБ один из двигателей - такой же, как был на Ан-124. И запорожские конструкторы начали изучать на нем сложные процессы, которые происходят в топливной системе самолета при перепадах низких и высоких температур. Главным образом их интересовали поведение воды и способность керосина поглощать и отдавать водяной пар.

- Благодаря этим исследованиям, - говорит Федор Муравченко, - нам стали известны процессы и явления, о которых ранее не писали учебники физики и химии и о которых не знала мировая авиация. Ведь самолеты во всем мире продолжают падать и после иркутской трагедии, а причиной их падений зачастую становится отказ двигателей.

Результаты своих экспериментов запорожские конструкторы стараются донести до авиаторов всего мира, чтобы избежать будущих катастроф, и готовы дать авиатехникам необходимые рекомендации. Специалисты о них могут прочитать на сайте ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» - www.ivchenko-progress.com     

И хотя ранее российские военные, исследовавшие катастрофу «Руслана» в Иркутске, уже косвенно признали несостоятельность своих претензий, отозвав многомиллионный иск к украинским предприятиям, запорожцы все равно не угомонились. Они продолжают добиваться официальной реабилитации - подмоченная репутация им ни к чему.