Семьи бортинженера Владимира Заволоки и штурмана Евгения Короля не хотят общаться с журналистами до оглашения официальной причины катастрофы. Тем не менее «Комсомолке» удалось встретиться с близким другом Заволоки - летчиком Владиславом Суренко* из городка Узин Киевской области. Когда-то они служили вместе.
Дурных предчувствий не было
- Услышав о трагедии, мы с женой сразу поехали к Заволокам в Белую Церковь, - рассказывает Владислав. - Мы ведь семьями всю жизнь дружим.
8 марта Владимир Заволока звонил домой и поздравлял с праздником всех своих любимых женщин: маму, жену, дочь, двух внучек и племянницу.
- Никаких дурных предчувствий ни у кого не было, - подключается супруга Владислава - Виктория. - Володя был такой домашний, спокойный, уравновешенный, улыбчивый. Считал своим долгом заботиться о финансовом благополучии своей семьи. Даже в отпуске умудрялся подрабатывать и домой приносить.
- Дети не верят в гибель отца, - вздыхает Владислав. - Я говорил с дочерью Володи Викторией и сыном Иваном… И его супруга не в силах смириться с этой жуткой новостью. Поэтому общаться с журналистами будет лишь после обнародования выводов комиссии, которая сейчас занимается расследованием причин гибели самолета.
Между тем официальный список членов комиссии по расследованию до сих пор не утвержден. Представители фирмы - владельца самолета - пока не связались с семьями экипажа. А результаты поисков останков находившихся на борту людей держат в тайне. Известно лишь, что 10 марта для организации спасательных работ из ОАЭ прибыли специалисты-водолазы со спецоборудованием.
Всему виной политические «разборки»?
Злополучный Ил-76 авиакомпании «Аэролифт» был зарегистрирован в Сан-Томе и Принсипи (см. «КП» за 10.03.2009). В пятницу, 6 марта, его загрузили оборудованием для очистки воды и палатками, а ранним утром в воскресенье он вылетел из аэропорта в Могадишо. Но уже через две минуты после взлета упал в озеро Виктория. Погибли, по предварительным данным, все 11 человек, которые находились на борту. В состав экипажа помимо украинцев входили двое россиян - командир экипажа Виктор Коваль (Иваново) и второй пилот Александр Вовченко (Тверь).
По одной из версий, авария самолета связана с политическими интригами в Могадишо между угандийскими военными, входящими в состав миротворческого контингента Африканского союза, и сомалийцами. Контингент миротворцев оттуда постоянно пытаются вытеснить. А самый простой способ давления - перекрыть поставки, которые осуществляются авиацией.
Присутствие на борту генерала из Бурунди и высоких военных чинов Уганды сделало Ил-76 невероятно привлекательной целью для террористов.
Кровавый след советских Илов
Впрочем, есть и более простое объяснение катастрофы - плохое техническое состояние самолета.
- Эти «борты» и должны падать! - восклицает авиатор, летавший много лет на Ил-76, Александр Сидоров*. - Ведь они давным-давно выработали свой ресурс! После развала СССР наши старенькие самолеты растащили по всему миру. В Европу им летать запрещено. А вот Африка принимает их с радостью. Нередко двигатели ремонтируются контрафактными запчастями. Вот «древняя» техника и не выдерживает.
Если верить Александру, непонятно, почему «Аэролифт» использовал негодную технику. Очевидно, что владелец лайнера не мог не знать, в каком состоянии пребывают самолеты.
С другой стороны, по свидетельствам очевидцев катастрофы, самолет загорелся сразу же после взлета. А в этот момент двигатели работают с наибольшей нагрузкой. Может быть, действительно произошел технический сбой?
- Украинские летчики отдают себе отчет: в Африке можно погибнуть, - вздыхает Александр. - И все знают, на что идут!
* Фамилии изменены по просьбе собеседников «КП».
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Комсомолке» удалось созвониться с Владимиром Каневым*, который передал в начале сентября 2008 года в Могадишо Владимиру Заволоке и Евгению Каролю Ил-76:
- Владимир Заволока был прекрасным специалистом. Я с ним очень давно знаком и знаю: он всегда контролировал техническое состояние «борта» и никогда бы не полетел на «гробу».