Экипаж посадил лайнер... на рулежную дорожку!
Компанию S7 (в прошлом - «Сибирь») везучей не назовешь. Это их аэробус А-310 погиб в Иркутске, выехав за пределы взлетной полосы в 2006 году.
А в субботу стряслось новое ЧП, лишь по счастью не закончившееся трагедией.
Аэробус А-319, летевший из Москвы в Челябинск, стал заходить на посадку около 15 часов по местному времени (13 часов по Москве). На борту - 123 человека. Погода была чудесная, бешеное солнце. Возможно, именно поэтому экипаж воздушного судна и не заметил на фоне искрящегося снега ... взлетно-посадочную полосу!
И сел вместо нее на рулежную дорожку. По ней самолеты выруливают на разбег или катятся к аэропорту после приземления, здесь же стоят в очереди, ожидая команды на взлет. К счастью, в этот момент она была пуста и посадка прошла без происшествий.
- На самом деле рулежная дорожка в челябинском аэропорту раньше была взлетной полосой, - рассказал нам пилот одной из российских авиакомпаний. - Таких случаев довольно много в российских аэропортах. На ней и разметка осталась соответствующая. К тому же она темного цвета, а действующая полоса - бело-серая. На фоне заснеженных полей при ярком солнце рулежку видно лучше. Экипаж, судя по всему, был не из Челябинска, садились не по приборам, а визуально, вот и промахнулись.
- Для тренировки иногда действительно практикуется посадка в визуальном режиме, - рассказал нам инженер челябинского аэропорта Виктор КОЛЕСНИЧЕНКО. - Летчик ориентировался не на приборы, а на вид из кабины.
Кстати, рулежка и теперь способна принять даже «Боинги» - самые тяжелые самолеты. Поэтому А-319 сел без проблем. Пассажиры ничего не заметили и разъехались по домам со спокойным сердцем.
Тем не менее в обратный рейс на Москву самолет не пустили: задержали в аэропорту до выяснения всех обстоятельств инцидента.
Бортовой самописец отправили в Москву, да и проштрафившегося летчика - тоже. Самое малое, что ему грозит, - это выговор. В худшем случае могут вырезать талон из свидетельства пилота. И если подобное повторится (талонов всего два), летчика дисквалифицируют.
Спецкомиссия с понедельника начнет разбираться в причинах ЧП.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Летчики на форуме avia.ru, обсуждая инцидент в аэропорту Челябинска, уже пошутили, как в передаче «Наша RUSSIA»:
- Челябинские мужчины такие суровые, что не сажают самолет на ВПП*, им подавай экстрим на рулежке.
* ВПП - взлетно-посадочная полоса
|
И ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Небывалая автокатастрофа стряслась в ту же злополучную субботу во Флориде. Пятеро молодых людей решили устроить гонки по взлетной полосе... на автомобиле в частном аэропорту, где, кстати, держит самолеты знаменитый актер и страстный любитель авиации Джон Траволта.
Загрузившись в BMW, лихачи решили прокатиться с ветерком. Водитель утопил в пол педаль газа. И, видимо, не заметил, как асфальт внезапно кончился.
На бешеной скорости автомобиль вылетел с полосы и, словно возомнив себя самолетом, взмыл вверх. Остановило полет лишь некстати росшее на пути дерево: «бумер» пролетел аж 60 метров и врезался в ствол на высоте 5 метров. Машину буквально разорвало на куски, и все участники «заезда» погибли.
|
Для сравнения: самолет братьев Райт, с испытаний которого принято отсчитывать рождение авиации, пролетел с первого раза лишь 36,6 метра.
Антон ЮЛАЕВ.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Виктор ТИМОШКИН, эксперт по безопасности полетов: Такие случаи - не редкость
Увы, подобное часто происходит в аэропортах всего мира. Из последних случаев - посадка на рулежную дорожку в аэропорту испанской Барселоны нашего самолета компании "Аэрофлот" 25 февраля 2005 года. Кстати, ситуация была похожая: испанская "рулежка" раньше тоже была взлетно-посадочной полосой, и новый "статус" получила недавно. Перед взлетом наших пилотов об этом не предупредили, а при посадке диспетчер в Барселоне их не поправил. Обошлось, к счастью, без жертв. А аэропорт, который сначала подал на "Аэрофлот" в суд, вскоре признал, что в происшествии большая доля его вины (в частности, рабочие не успели поменять дорожную разметку, диспетчер посадки не поправил пилотов) и отказался от всех претензий к экипажу.
|
Надо сказать, что перепутать полосы на посадке еще не так страшно. Все-таки пилот видел, куда садился. Гораздо хуже, когда это происходит на взлете. В прошлом году кровавая катастрофа произошла в США. Ошибка летчика стоила жизни 47 пассажирам. Дело было в аэропорту города Лексингтон, в котором две полосы, расположенных буквой V - одна короткая, для легких самолетов, вторая - для пассажирских лайнеров - длинная. Командир американского лайнера CRJ-100, сравнимого с нашим Ту-134, вырулил на короткую. Увы, самолету не хватило скорости для нормального взлета, он зацепился за ограждение аэропорта, рухнул и загорелся. Выжил только второй пилот.
Антон ЮЛАЕВ.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В "Шереметьево" американские пилоты ударили "Боинг" хвостом о бетон...
Неприятный случай произошел с пассажирами самолета Боинг-767 американской авиакомпании "Дельта" в столичном "Шереметьево". Самолет, едва взлетев, шаркнул хвостовой частью прямо о взлетно-посадочную полосу.
Пилотам пришлось сбросить топливо и вместо того, чтобы лететь в Атланту, вернуться обратно. После осмотра выяснилось, что на взлетно-посадочной полосе разбиты три фонаря, которые самолет зацепил хвостом. Расследование будут проводить американские специалисты. Пока уже прозвучала версия, что "Боинг" был перегружен.
...а в Бельгии наши въехали носом в столб
Да, невезучая была у авиаторов суббота. Еще один инцидент произошел с лайнером Ан-124 российской компании "Волга-Днепр" в аэропорту бельгийском аэропорту "Льеж". Полет из Рима шел нормально, посадка тоже обошлась без эксцессов. А вот при парковке вышел казус: самолет въехал прямо в столб, обозначающий номер места. В результате повредился нос лайнера и его пришлось отстранить от полетов. Минтранс России начал расследование инцидента.
Благодарим за помощь в подготовке материалов автора дневника http://hectop.livejournal.com
КСТАТИ
Митволь проверит, чем моют самолеты
И куда сливают ядовитую антигололедную жидкость
Росприроднадзор решил выяснить, какой жидкостью моют самолеты и не наносит ли она вред окружающей среде.
- Мы подозреваем, что антиобледенительная жидкость, например, спокойно сливается, попадает в дренажную систему аэропорта, а оттуда без всякой очистки - в водоем,- пояснил «Комсомолке» замруководителя Росприроднадзора Олег МИТВОЛЬ. - Все крупные аэропорты расположены в больших городах, а там, между прочим, водоемы и так сильно загрязнены!
В антиобледенительную жидкость входят глицерин, гликоль, полимерный загуститель. В аэропортах Запада всю авиационную «химию», по словам Митволя, улавливают специальные фильтры, установленные в коллекторах. В столичном аэропорту «Домодедово» стоки проходят через специальные очистные сооружения. А как в других аэропортах, особенно провинциальных? Это и выяснит Росприроднадзор. Митволь, кстати, напомнил об уголовной ответственности за загрязнение подземных вод и любых источников питьевой воды.
Никита МИРОНОВ