Загрузить еще

Милиционер заминировал свою девятиэтажку

http://kp.ru/upimg/logo/108580.jpg

http://kp.ru/upimg/logo/108580.jpg

Бывший снайпер пошел на этот шаг, отчаявшись получить «боевые»
Вчера утром милиция спешно вывела на улицу всех жителей девятиэтажки в самом центре Новокузнецка. На 7-м этаже в своей квартире забаррикадировался 38-летний сотрудник вневедомственной охраны, бывший снайпер Александр Шаталов. А потом позвонил начальнику своего финуправления и потребовал выплатить ему «боевые» за Чечню. Иначе, дескать, взорвет хранящуюся дома взрывчатку. (К слову, Александр - мастер спорта по пулевой стрельбе. На его имя зарегистрировано более 10 единиц огнестрельного оружия. Правда, их накануне изъяли за нарушение условий хранения.)

- Шаталов обвиняет начальника финансового управления горрайотдела милиции Марину Нестерову в умышленной задержке «чеченских», - объяснили «КП» в обладминистрации. - Якобы Нестерова выплачивает деньги только тем, кто вступает в секту, которую она возглавляет. А еще сообщил, что секта готовит покушение на губернатора Тулеева. Мол, он не раз писал об этом в МВД, но вместо проверок правоохранительные органы выгораживали Нестерову. (Увы, мы не дозвонились до нее за комментариями. - Ред.) А самого Шаталова пытались представить психически больным.

Милицейские чины, в свою очередь, заявили, что деятельность бухгалтерии они действительно проверяли и никаких нарушений не нашли. О чем гражданина Шаталова и известили.

Тем временем прапорщик потребовал разговора с губернатором. Аман Тулеев связался с ним по мобильному. И Шаталов назвал точные маршруты движения губернатора и места, откуда должен стрелять снайпер: чтобы доказать, что знал о подготовке покушения. Тулеев, говорят, очень удивился.

- Шаталов разведен, сыну 17 лет, - рассказала нам одна из соседок. - С женой они расстались со скандалом. Он даже алименты с него через суд выбивала.

А другая соседка прапорщика пожаловалась:

- Буквально позавчера он мне сказал, что скоро ваш дом будет пить кисель (его обычно подают на стол на похоронах. - Прим. ред.). Но я привыкла, что он человек очень неадекватный.

Переговоры со стороны милиции вел и. о. начальника ГУВД Кемеровской области Александр Елин. А после этого Шаталову позвонил друг - Дмитрий Васильев. Нам стали известны подробности их разговора.

Александр Шаталов.

- Саша сказал мне, что выдвинул Елину требование - разобраться с начальником финчасти и начальником службы собственной безопасности УВД Новокузнецка. И пригрозил, что если начнется штурм, то он все взорвет. А живым не сдастся.

В девять часов по местному времени все окружающие услышали звуки бьющегося стекла, громкий хлопок, и из окон на седьмом этаже повалил дым.

- Неужели взорвал?! - пронеслось по толпе зевак.

На самом деле это была дымовая шашка - сотрудники милиции приступили к штурму. Через несколько минут Александра Шаталова вывели из подъезда, оказали первую медпомощь и увезли в УВД Новокузнецка.


ИЗ ДОСЬЕ «КП»

На губернатора Амана Тулеева уже покушались. К подготовке покушения в 2000-м президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов привлек и своего младшего брата Виктора. Тот нашел для убийства Тулеева двух жителей Новосибирска и передал им в качестве предоплаты 179 тысяч долларов. Покушение не состоялось, потому что наемные убийцы добровольно сдались милиции. Суд приговорил Тихонова к трем годам лишения свободы. Впрочем, его прямо в зале суда амнистировали.


 

За этими окнами на седьмом этаже находится прапорщик Александр Шаталов. Он забаррикадировался в квартире, обложившись взрывчаткой.


В ТЕМУ

«Сижу на бомбе. Долго не выдержу»

Накануне взрыва Александр позвонил журналистам

Александр попал в зону внимания СМИ еще летом. Приехал в Москву и сообщил, что знает, кто ворует «боевые» у служащих в Чечне омоновцев. Как всегда, скооперировавшись с коллегами из передачи «Человек и закон», в которую он обратился параллельно, мы встретились с ним. Все обвинения, которые выдвигал Александр, были против начальника отдела ОВД г. Новокузнецка Марины Анатольевны Нестеровой (см. заметку «Милиционер заминировал свою девятиэтажку» и «прощальную речь» Шаталова на этой странице).

Мы решили потихоньку выяснить, насколько правдивы его слова, и «зарядили» своих людей в Новокузнецке. Но Александру казалось, что на его жалобы реагируют слишком медленно. Больше всего он доканывал журналиста программы «Человек и закон» Андрея Павлова.

- Он звонил мне днем и ночью, - говорит Андрей, - сообщал, куда еще пожаловался на Нестерову. Позвонил утром 29 ноября: «Мои дела нормально. Сижу на бомбе. Долго не выдержу. У меня больная спина. Упаду на растяжку - и им мало не покажется. Но я хочу, чтобы мои слова были услышаны, поэтому скажу прощальную речь».

Мы с Андреем Павловым записали его последние слова, хотя до конца не верили, что он способен на теракт.

Ярослава ТАНЬКОВА.


«Прощальная речь» Александра Шаталова (дается с сокращениями)

 «В течение последних трех лет я тщетно пытаюсь восстановить справедливость в отношении Марины Анатольевны Нестеровой, начальника экономического отдела ОВД г. Новокузнецка. Я пытался ее остановить. Я писал Путину, местным властям и своему непосредственному начальству, но никто меня не слушал. 

Все последние годы секта ("Живая вода" - ред.) пытается организовать покушение на губернатора Кемеровской области Тулеева. Так получилось, что мне это стало известно. Я не могу раскрывать все каналы, но я знаю много фамилий больших начальников в местных УСБ, РОВД, которые в секте состоят.

Один мой знакомый, который сообщил, что у него было украдено из зарплаты (сектантами - ред.) более 50 тысяч, это не считая боевых, попытался что-то выяснить, погиб в Чечне от какой-то болезни, которой никогда не болел. Еще один офицер тоже затребовал бумаги, касающиеся этого дела, и тут же был убит. У меня есть все доказательства.

Но когда я пытался кому-то что-то сообщить, никому это не было нужно. Я обратился к священнику, который судился с этой сектой у нас в Новокузнецке. Он дал мне распечатку о ее Новокузнецком филиале. Там было сказано, что они стремятся к господству в Новокузнецке, в Сибири и во всем мире. Их люди есть даже в Общественной палате. Видимо, я слишком надоедал. 23-го ко мне вломились сотрудники милиции и отобрали мое охотничье и гражданское оружие.

Это случилось после того, как мне предложили вступить в секту. Меня хотели использовать как киллера, но я отказался. Поскольку я все равно уже покойник, я могу рассказать об этом. Я все равно умру, потому что не выдержу, не дождусь, пока это станет всем известно, и упаду на растяжку. Для меня это неприятная смерть. Потому что двадцать лет я был омоновцем и честно служил Отечеству».

Александр сообщил нам, что после того, как его предупредили, что против него будет провокация, он подготовился. И дом у него полон пороха, селитры и марганцовки. Кроме того заряды и гранаты. «У меня растяжки по всей квартире. Если кто-нибудь попытается открыть дверь или окно, все это рванет». Я не знаю, сколько это в тротиловом эквиваленте, о этот взрыв будут помнить очень долго».

Мы пытались уговорить Александра не делать этого. Пытались объяснить, что так он справедливости не дождется. Но в процессе нашего с ним разговора он то и дело отрывался на другие телефонные звонки по городскому телефону, и оттуда слышалось: «Спасибо, браток. Еще какое-то время продержусь. Главное, что теперь меня услышат. Прости и прощай!»

При нас же ему звонила некая Татьяна, которую он называл «сестричкой». Она очень долго уговаривала Александра не взрываться. Но он отказывался, и разговор с ней закончился тем же самым: «Прости, сестричка, и прощай!». Сейчас Александр совершенно не похож на того человека, с которым мы встречались. Он очень нервный, кричит, требует довести его слова до властей, выдать в прямой эфир. На переговоры не согласен. Открывать дверь кому бы то ни было отказывается:

«Мне теперь уже все равно. Мне важно только, чтобы эти слова были услышаны. А жить я теперь все равно не хочу, потому что знаю, что жизни не будет. Все сделают так, как будто бы я сумасшедший, и засунут меня в психушку до конца жизни. А это хуже, чем взорваться. Мне звонят друзья и постоянно поддерживают. Говорят, что я прав. Я и сам это понимаю. Теперь уже больше разговаривать не о чем».


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Борясь с «мировым злом», он готов взорвать весь мир

Мы показали речь Александра профессору, психиатру-криминалисту Михаилу ВИНОГРАДОВУ. И вот что он сказал:

- Александр по складу личности - одержимый правдоискатель, в психиатрии это подходит под термин «преследуемый преследователь». Я, естественно, не могу без осмотра утверждать, что он психически болен, но по стилю поведения угадывается паранойяльное развитие личности бывшего омоновца. Нередко причиной «борьбы со злом» у таких людей становится малозначительная деталь, раздутая в их уме до глобальных масштабов, либо личная неприязнь к конкретному человеку, на которого они «вешают всех собак». Люди такого круга, как Александр, склонны к публичным акциям: обливают себя бензином, грозят поджечь...

Опасность в том, что, борясь со «всемирным злом», они сами готовы взорвать мир и не отдают себе отчета в том, что их благие намерения несут реальную опасность невинным людям.