Стали известны подробности морской катастрофы у берегов Антарктиды. Британская газета The Sun опубликовала рассказы очевидцев, пассажиров и членов команды затонувшего судна «Эксплорер» (в переводе с английского "исследователь, проводник"), столкнувшегося с айсбергом у Южных Шейтлендских островов.
Столкновение произошло около полуночи с ночь с четверга на пятницу. Спящие пассажиры были разбужены «сильной дрожью всего корабля» (как в фильме «Титаник»). Корабль сотрясался оттого, что его борт царапала огромная подводная глыба льда, которая продырявила лайнер ниже ватерлинии.
В корпусе лайнера образовалось отверстие размером с кулак. Усиленный корпус специально построенного для ледовых путешествий корабля не выдержал удара айсберга, что косвенно указывает на значительный размер подводной ледяной глыбы.
В отверстие стала поступать вода, с которой команда боролась нескольких часов. Капитан поначалу был уверен, что им удастся остановить наводнение. Корабельные насосы работали на полную мощность, команда выкладывалась полностью. Все это время члены экипажа держались спокойно. Работы продолжались в течение нескольких часов прежде, чем капитан объявил эвакуацию.
Примерно в 3 часа ночи, когда вода начала хлестать из туалетов, капитан лайнера, понял, что жизнь 100 пассажиров и 54 членов команды находится в реальной опасности. Он приказал подать сигнал “SOS” и начать эвакуацию пассажиров.
Один из членов экипажа, чье имя не сообщается, утверждает, что корабль столкнулся не с одним, а с двумя айсбергами.
Пассажирка из Аргентины 38-летняя Андреа Салас рассказала:
«Капитан корабля сделал объявление, что возможно столкновение со вторым айсбергом, который приближался к одной из сторон лайнера. Команда ожидала этого. Но, слава Богу, все обошлось. Тогда было принято решение, что пассажиры должны оставить судно в целях безопасности”.
Перепуганные пассажиры надели спасательные жилеты и взобрались в 4 открытых спасательных шлюпки и 8 спасательных плотов палаточного типа.
Первый помощник капитан Питер Свенссон уважительно отозвался о поведении пассажиров:
“Никто не вел себя истерично. Все пассажиры вели себя хорошо и сидели в шлюпках и плотах притихшие. Они знали, что другие суда спешат к нам на помощь. Все было сделано отлично. Не было никакой массовой паники, хотя пассажиры боялись”.
Пассажир Джон Картрайт рассказал:
“Мы сильно заволновались, когда судно начало резко крениться на бок, а спасательные шлюпки все еще не были спущены на воду. В то время, когда мы находились в шлюпках, волны на море были умеренные, но зато ветер был сильный».
Замерзшие пассажиры провели на спасательных плотах и в шлюпках чуть больше 4 часов при температуре -5°C.
Последними в 5.15 утра легший на бок затопленный «Эксплорер» покинули капитан и его первый помощник.
Через два часа после рассвета к месту катастрофы подоспело норвежское круизное судно «Nordnorge». Оранжевые спасательные плоты были хорошо заметны среди глыб льда. Капитан Арнвид Хансон принял пассажиров «Эксплорера» на борт своего корабля. Он рассказал:
“Некоторые пассажиры сильно замерзли, но ни у одного не было гипотермии. Мы разместили пассажиров в главном зале лайнера, накормили теплой пищей и дали столько теплой одежды, сколько смогли найти на борту. Промокшую одежду повесили сушиться. Многие были расстроены, некоторые слегка промокли, но никто не был ранен, и спасение прошло очень гладко».
“Мы почувствовали себя в безопасности, когда все это осталось позади. Какое счастье оказаться здесь, в тепле и сухости!” – сказал один из спасенных пассажиров.
Норвежские лайнеры доставили спасенных пассажиров на сушу на остров Кинг-Джорд, недалеко от берега Чили. Затем два чилийских грузовых воздушных судна «Геркулес С-130» должны были переправить их с авиабазы Президента Эдуардо Фреи в город Пунта-Аренас на побережье Южной Америки, а оттуда спасшиеся счастливчики разлетятся по домам.
В пятницу вечером выяснилось, что при последней проверке «Эксплорера» были проблемы с водонепроницаемой дверью. Судно последний раз ремонтировалось в 2004 году, но в мае этого года инспекция обнаружила на судне 5 проблем: водонепроницаемые двери были сделаны не так, как положено, были замечания по противопожарной безопасности, по обслуживанию спасательных шлюпок, отсутствовали специальные планы поиска и спасения.
Представитель Морского Агентства офицер береговой службы объяснил:
“Это были небольшие проблемы, и все они были исправлены прежде, чем судно отправилось в плавание”.
Британский морской эксперт пояснил:
“Основной недостаток спасательных шлюпок "Эксплорера" в том, что пассажиры в случае аварии должны были находиться в холодных условиях в открытых спасательных шлюпках старого типа, а не в более новых - закрытых. Судно, плавающее к южному и северному полюсу, тем более с пожилыми пассажирами на борту, должно было быть оборудовано настолько хорошо, насколько это было возможно”.
ИЗ ДОСЬЕ:
«Маленький красный корабль», как прозвали «Эксплорер» туристы, отправился в путешествие к Южному полюсу 11 ноября. Путешествие было рассчитано на 19 дней. Туристы заплатили от 4240 до 8105 фунтов за круиз на Фолклендские острова и Южный полюс, чтобы увидеть айсберги и гнездовья пингвинов.
Среди 100 пассажиров было 24 подданных Великобритании (в основном, пожилого возраста), 4 ирландца, 10 австралийцев, 12 канадцев, 14 американцев и 17 граждан Нидерланд. Остальные пассажиры - из Германии и Китая.
Капитан «Эксплорера» - швед, большинство членов экипажа - из Филиппин.
КСТАТИ
Айсберги - печально известная опасность в это время года в Антарктике. Сейчас там конец весны – начало лета. Льда и айсбергов становится все больше, потому что Брансфилдский пролив действует как труба, направляя лед в открытую воду Южного моря.
НЕМНОГО ИСТОРИИ "ТИТАНИКА"
Напомним, в 1912 году британский лайнер «Титаник» во время своего первого рейса также столкнулся с айсбергом в северной части Атлантического океана. Тогда на борту судна находились 2207 пассажиров и членов экипажа. Спаслись только 706 человек. Затонул «Титаник» всего через 2 часа 40 минут после столкновения, тогда погибли 1490 пассажиров и членов экипажа.
Катастрофа "Эксплорера", по счастью, обошлась без человеческих жертв. Жаль сам корабль, знаменитый среди людей, любящих экзотические путешествия.
Вы можете своими глазами оценить первозданную красоту антарктической природы и посмотреть на снимки непуганных южных пингвинов на сайте фотографа Тома Демпси, который путешествовал в Антарктиду в 2005 году именно на утонувшем корабле “Эксплорер”.