22 декабря
Загрузить еще

Розыгрыш

Учитель позволил школьникам провести над ним «психологический опыт».

Семнадцать минут кошмара

Это видео буквально взорвало видавший виды отечественный Интернет. Семнадцать минут со звуком длились бесконечно - так всегда бывает у кошмаров.

…Учитель химии - волосы с сединой, вязаная жилетка, мешковатые брюки - притулился у доски впол-оборота. Пытается написать формулу. Мел дрожит, осыпаясь белой пылью. В лицо летит мятый комок бумаги…

- Прекрати… - просит учитель, чуть отклоняясь в сторону.

- Рот закрой, шлюха, молчи и стой, смотри! - гаркает в ответ парень лет шестнадцати.

- И по лбу тебя! - подходит к учителю неспешно другой, замахивается, выбрасывает вперед кулак и тормозит за сантиметр до удара. Седой человек щурится, но, не повышая голос, продолжает монотонно излагать материал.

В классе нарастает гогот. Нет сомнений, что съемка с натуры. Постановщики «липы» пренебрегли бы тщательностью по части деталей быта самой обычной школы, не захудалой, но и без престижной надутости. С металлических карнизов свисают, растеряв вверху часть зажимов, кремовые шторы. Вазоны на подоконнике. «Старорежимные» парты. Подростки явно не в шмотках из бутиков.

Панорама расширяется. Обзор полный, никто не прячет взгляд. На своих местах по-прежнему остались сидеть лишь несколько флегматиков - да и то для того, чтоб запускать в препода бумажные самолеты. Барышня верхом на парте, кажется, готова немедленно предаться любви с кавалером-одноклассником. Любопытно, в соседних кабинетах есть живые? Их не смущает площадный гам, доносящийся с урока химии?

- Мальчики, перестаньте. Послушайте лучше, как решить задачу, пригодится же… - заискивающий тон на фоне подобия улыбки.

Зачем он терпит? Почему не прекратит глумление или в конце концов не покинет этот зверинец?

Пацаны сбитой группой не спеша подтягиваются к доске. Крепкие спины, широкие плечи… Похоже на кино о зоне - уголовники готовятся к забаве над уже по-всякому униженным слабаком. Один позирует - то язык высунет, то «козу» пальцами изобразит. Подзадоривают друг друга матом. Что сейчас произойдет? Учитель вжался в пространство между столом и доской, будто это территория, охраняемая законом.

- Ну, ты, лось!

Самый крутой хватает стул и ножками с размаху тычет в сторону, где окостенело продолжает бормотать обрывки фраз преподаватель. Опять бесконтактный прием - ведь химик не кричит от боли, только смаргивает.

Оживление в публике постепенно идет на спад. Даже матерятся меньше - надоело, устали. Оператору тоже наскучило искать выгодные ракурсы. Кадр замирает…

«Пацаны, прошу - ну найдите этих уродов!»

Скандальный сюжет появился накануне двух знаковых событий - внеочередных выборов в Раду и Дня учителя. О первом извещала надпись на заставке. Мол, пока министр образования Украины Станислав Николаенко баллотируется в народные депутаты по спискам Социалистической партии, во вверенной ему сфере творится беспредел. И не где-то в провинции - в Киеве, под носом! Близость второго события стоило рассматривать как «подарок» всем педагогам…

Количество просмотров видеофильма росло в геометрической прогрессии с каждым часом. Почти никто не уходил из Сети без комментария. Подавляющее большинство зрителей, конечно, были молодыми или очень молодыми. Под никами, с обилием ошибок и ненормативной лексики, они возмущались: «Админ, зачем запостил? Какая тут фишка? Реально, не смог досмотреть до конца, жалко учителя, на моего деда похож, прямо слезы, блин, идут…»

Сокрушались: «Мы тоже прикалываемся на уроках и на мобилки снимаем, но чтоб такое?..» Требовали расправы: «Пацаны! Киевляне! Ну найдите этих уродов, прошу - номер школы же известен, пусть асфальт погрызут. И дайте отчет потом, а то нам ехать далеко…»

Резонерствовали: «Просто учителю нельзя на ученика руку поднять, за это сразу тюрьма». Выказывали поразительную осведомленность: «Съемка была шесть лет назад! Возбудили уголовное дело, всех посадили, но они уже на свободе. А препод умер, не выдержало сердце».

Последняя ремарка вызвала очередной шквал эмоций. Если переписку в форумах воспринимать всерьез, то бригада крутых парней с Виноградаря (название не самого благополучного во всех смыслах микрорайона в столице Украины - там расположена искомая школа) уже прочесывала адреса, легко опознав на видео персонажей сюжета. Срок давности преступления отменялся. «Пусть прощаются с родаками. Тот химик тоже жить хотел!» - заключал не без пафоса некий юный мститель. И для усиления своей мысли заполнял целую строку злобными смайликами и пушками, которые стреляли очередями…

Не оставили без внимания драму на уроке и взрослые пользователи Интернета. В комментариях сквозила тоска: «…Что еще может человек с образованием учителя химии? Торговать газетами в электричках, чистить обувь прохожим? Просто просить милостыню? Он хоть и выглядит крепким мужчиной для своего возраста, но скорее всего - трухлявое дерево… Потому и допустил безобразие, что его цель - дотянуть до пенсии и забыть школу как страшный сон. Хотя разве такое забудешь?»

Полагаю, к заочной дискуссии подключились и педагоги: «…Насколько профессиональный он предметник, судить по фрагменту нельзя, оценить способен только методист. Подростков я не оправдываю. Однако, на мой взгляд, учителем может быть человек, имеющий навыки работы в группе, знающий особенности психики подростка (на что был расчет при изложении нового материала?), уверенный в себе и имеющий запас знаний по конфликтологии (даже если учесть неадекватность поведения детей - учитель тоже неадекватен). От подобных эксцессов не застрахован никто. Но! Судя по подготовленности детей к съемке и ровному отношению учителя (он ведь не удивлялся происходящему), приходишь к выводу: подобное в его практике случается не впервые…»

Теперь пора остановиться, перевести дух и сказать главное. Учитель, слава Богу, жив и еще не стар, всего 47 лет. Его мучители отнюдь не «мотали срок», а благополучно, оттанцевав в прошлом году на выпускном балу (куда, кстати, пригласили и своего химика, и он приглашение принял), поступили в вузы. Злосчастную же запись образца осени 2005-го зачинщик и хозяин видеокамеры (снимали не на мобильный телефон!) поклялся стереть. Но внезапно продал какому-то политтехнологу. А то, что на пленке - розыгрыш, состоявшийся по взаимному согласию сторон, утаил. И вот теперь микрорайонная школа оказалась под прицелом всеобщего осуждения…

Шоковая терапия

- …Я все рассказала много раз во многих инстанциях! Сил не осталось и нервов!

Голос директора, Натальи Георгиевны Параловой, наливался слезами. Паралова лишь год назад приняла школу - как оказалось, с миной замедленного действия. О ЧП узнала от телевизионщиков: «Где тут учитель, над которым издевались? Так, крупный план - удивленное лицо…»

Вскоре десять коллег, не выдержав, подали заявления «по собственному». Родители стали переводить детей в другие учебные заведения.

Елена Петровна Сизая, завуч по работе со старшеклассниками, вспоминала:

- Эта история впервые всплыла на свет в 2006-м. Телевидение нас проинформировало. Приехал журналист с «Тониса», привез диск: вот, говорит, крутили в локальной сети Виноградаря! Мы - в шоке: узнали и преподавателя, и 10-А, конечно.

Собрали педсовет. И химик собственноручно написал, что позволил ребятам провести над ним психологический опыт «Легко ли вывести учителя из равновесия», что ли. Вроде «капустника».

В тот день ожидали в гости футболистов во главе с Олегом Блохиным, захватили камеру, Блохин не приехал. Ну и, мол, чтоб техника не простаивала… А потом ситуация совсем вышла из-под контроля. Так приди ж сразу к руководству, признайся, покайся!.. Но до окончания школы класс был как шелковый. Каток заливать - первые, дежурить - первые. Хоть вообще коллектив сложился непростой, мальчиковый в основном.

Ирина Владиславовна Шевелева, завуч по начальным классам:

- Мама одна на родительском собрании воскликнула: «Сын, что ж ты наделал?!» Парень в ответ: «Мы уже извинились перед учителем…» - «Теперь у Бога прощения проси!»

Сор за пределы «избы» выметать не стали. Никого не исключили, чтоб не раздувать скандал. Химик тоже остался на месте, хоть при его появлении коллеги не без брезгливой жалости замолкали: надо же, «претензий к классу не имею». Но наказание витало в воздухе, неотвратимое как «неуд» по педагогике.

Галина Григорьевна Хавренко, заместитель директора по воспитательной работе:

- Он тихий, незаметный. Холостяк, жил вдвоем со старенькой мамой. Приходил утром раньше всех, засиживался допоздна - то конспекты пишет, то контрольные проверяет. Дисциплина на его уроках, правда, хромала. Но исполнительный! Справки по району взять, гвоздь в коридоре забить - пожалуйста. Не пил, не курил, больничных не брал. Мужчин в коллективе и так мало, не задерживаются они на наших зарплатах…

Елена Петровна Сизая:

- Стаж работы у него приличный, но после позора… В глаза говорила: «Ты уже большой мальчик. Уйди, не мучь нас и себя. Сейчас - демократия, ученики сами выбирают учителей, а от тебя дружно отказываются».

Галина Васильевна Троян, заведующая Подольским районным отделом образования:

- С прежним директором, уже пенсионеркой, мы просто не продлили контракт, поскольку претензии возникали и прежде. А ему на аттестации понизили категорию, срезали до минимума часы. Предлагали сменить вид деятельности, на профсоюзной работе или в вузе себя попробовать - ни за что! Буквально в августе убедили перейти в другую школу…

Елена Петровна Сизая:

- Ребята каялись: заигрались, стадный инстинкт сработал. Паршивцы, конечно… Отсюда и матерщина, агрессия. Меньше бы по телевизору сцен насилия показывали! Сейчас мы их, уже студентов, снова собирали на разговор. Родители страшно переволновались. Кому выгодно поднимать опять эту грязь? С какой целью?

Фотографироваться мои собеседницы категорически отказались. Сказали: и так живут, как в шоу «За стеклом».

Когда уйдем со школьного двора…

Долго рассказывать, каким манером определяла я новое место работы преподавателя химии. Долго мерзла у крыльца, по-шпионски оглядывая всех, кто входил и выходил из двери. «Просто спрошу: может, все было иначе? Может, вы вообще боитесь детей?» - придумывала начало разговора.

Он оказался узнаваемым: мешковатые брюки, ботинки на толстой стариковской подошве.

Осторожно ступая по снегу, пересекал школьный двор.

- Это Алексей Вячеславович? - уточнила у подростков, обсуждавших неподалеку не без мата какой-то общественно значимый момент.

- Ага, «Сандаль»! - с готовностью заулыбались они. - Тот, что в кино… Догнать?

В их глазах мелькнул азарт охотничьих псов. И, зверея в ответ, я стала наобум называть клички моих знакомых малолетних «интернет-авторитетов» с Виноградаря, которые, мол, пообещали размазать по стенке каждого, кто еще раз оскорбит этого учителя! Пацаны озадаченно молчали. А он удалялся, ссутулившись, чтоб хоть снег не колол глаза - одинокий, не за свою ношу взявшийся человек. Благородней было его не узнать.

…«Уважаемый Виктор Андреевич! Мы, выпускники 2006 года и «участники» розыгрыша, который состоялся на уроке химии в начале 2005 года по согласию учителя и вышел из-под контроля, признаем свою вину», - сообщалось в покаянном письме, которое недавно написал президенту Украины бывший 11-А.

Текст получился выверенный и не без драматизма: «Вина останется с нами на всю жизнь. Поверьте, мы наказаны уже тем, что это допустили». Виктора Ющенко также извещали: «Каждый из нас избрал свой путь во взрослой жизни, но ни один не пошел неправильным путем».

Пока не дочитала до конца, не могла взять в толк: а от президента что требуется? Суть открыла последняя фраза: «Помогите нам положить конец этой ситуации». То есть выяснить в их кругу, кто и зачем пустил постыдное видео в свет? Вернуть покой родной школе? Успокоить родителей, прочитавших сотни проклятий и угроз своим чадам в Сети и испугавшихся травли в реальной жизни? Гарантировать, что открытый урок жестокости не отразится негативным образом в будущем на молодых карьерах? Не только ведь лицо учителя «засвечено»… Наказать Интернет, запретить журналистов?

Сами, детки, сами. Есть такой очень личный труд: воспитание души. Потому я не стала пока искать с вами встречи. Но предлагаю угадать: у меня - только текст письма либо и второй листок, с фамилиями и подписями?

Пусть это будет моим розыгрышем.

Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Звоните нам сегодня с 12 до 13 часов по телефону (044) 205-43-66.