Из-за стихии 3 матроса погибли, 20 пропали без вести.
Кубанские спасатели уже окрестили минувшее воскресенье «черным». Ветер достигал 35 метров в секунду, шестиметровые волны швыряли махины, как щепки. Бухт, где могли переждать непогоду крупнотоннажные суда, здесь не так много. Под воду ушли четыре судна. Танкер «Волгонефть-139» разломился пополам.
С теми, кому чудом удалось спастись, мы встретились в больнице поселка Тамань, в 60 км от места происшествия. За последние сутки сюда привезли 32 пострадавших. О происшедшем в ночь на 11 ноября вспоминают с ужасом.
- Я всего год назад окончил морскую академию, - рассказывает Илья ЗАХАРОВ, электромеханик танкера «Волгонефть-139». - Таких штормов еще не видел. На самой высокой волне наш корабль разломило пополам.
Оказывается, штормовое предупреждение на все корабли, пришвартованные на Азово-Черноморском побережье, было передано еще в субботу, 10 ноября, но...
- Руководство сказало не обращать внимания на сообщение, - вспоминает моторист судна «Ковель» Сергей БАРИНОВ. - Работали в обычном режиме. Но уже в четыре утра в воскресенье поднялись такие огромные волны, что на палубе невозможно было находиться. Наше судно врезалось в затонувший «Вольногорск». Только после этого начальство передало сигнал бедствия на берег. Нам сказали готовиться к срочной эвакуации. Все это время мы молились о спасении. Я надел два нательных креста. Может, благодаря им мы остались живы...
Моряки «Вольногорска» до последних минут не покидали судно. Закрывали отсеки, чтобы спасти груз. На борту было 2,1 тысячи тонн серы. Только когда корабль начало кренить, стало ясно, что он вот-вот утонет.
- У нас были шлюпка и крытый плот, - рассказывает спасенный моторист «Вольногорска» Алексей ГОЛОВАЧЕВ. - Вся команда из восьми человек пересела на плот, два часа мы болтались в море, пока нас не прибило к берегу...
В 9 часов 25 минут сигнал бедствия поступил с мыса Херсонес (Севастополь). Через несколько часов дежурные сотрудники Южного центра радиотехнических наблюдений при Национальном космическом агентстве Украины обнаружили на берегу двух промокших мужчин, которые оказались моряками-сирийцами. Их судно затонуло в районе Херсонесского маяка, и до берега добралось только двое потерпевших крушение. Сухогруз «Хач-Измаил» шел в Сирию с грузом металла. Судьба остальных 15 членов экипажа неизвестна.
Через полчаса украинское судно «Вера Волошина» с грузом сельхозтехники пыталось укрыться в бухте Капсель (Судак). Капитан принял решение выбросить корабль на берег. Судно раскололось, жертв среди экипажа нет.
ЧТО ГОВОРЯТ В МИНТРАНСЕ РФ
«За это ЧП мы спросим с капитанов и судовладельцев»
- Это стопроцентно, что информация о погоде, о грядущем шторме передавалась на корабли, - сообщили «КП» источники в Министерстве транспорта России. - Ее знали и капитаны, и их начальство. Но как им поступать в такой ситуации - решают сами капитаны и судовладельцы. Так что в ходе расследования будем с них со всех спрашивать. Но пока не проведены все опросы, трудно предположить, какие решения они принимали в такой критической ситуации и чем руководствовались. Сейчас из министерства мы отправили специалистов в Анапу, которые будут проводить расследование.
ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК
«Пароход тонет. Пытаемся спастись на плотах»
За несколько минут до того, как сухогруз «Нахичевань» пошел ко дну, его капитан Николай Тищенко успел позвонить жене
Квартира, где живет семья Тищенко, на окраине городка Аксая, что в Ростовской области, больше похожа на зал ожидания. Тишина почти гробовая. Звук на экране телевизора прибавляют только тогда, когда начинаются «Новости». Пульт - в руках сына Тищенко, Руслана.
- Муж в воскресенье успел дважды позвонить, - говорит жена капитана Светлана ТИЩЕНКО. - Сначала в десять, потом в одиннадцать утра. Первый раз сказал, что на море сильная болтанка. Мол, экипаж делает все, чтобы спасти судно. Второй звонок был за несколько минут то того, как шансов на спасение не стало.
- Все, мамусь, пароходу п...ц, тонет. Мы пытаемся сесть на плоты...
После этих слов связь с Николаем оборвалась. Говорят, чуть позже в семье старпома Эдуарда Басырова тоже звонил телефон. Но, кроме шума волн и треска, никто ничего не расслышал.
До пенсии 47-летнему Тищенко оставалось всего два года...
МНЕНИЕ ЭКОЛОГА
Крым может перестать быть курортом
Виктор ТАРАСЕНКО, председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир»:
- Пока не утихнет шторм, мы не можем оценить масштабы катастрофы, величину пятна из нефтепродуктов. Но то, что это серьезное бедствие для Крыма, уже заявили международные экологические организации, в том числе и «Гринпис», призвав правительства России и Украины вместе принять все меры для очищения акватории.
С нефтепродуктами легче бороться, пока они находятся на поверхности воды, есть технологии их сбора. Когда нефть оседает на дно - это угроза всей морской флоре и фауне, морским птицам. Рыба будет гибнуть от недостатка кислорода, птицы, испачкавшись в нефти, не смогут взлететь и тоже не выживут. А те участки побережья, где нефть выбросит на берет, на несколько лет можно будет исключить из списка курортов.
...А В ЭТО ВРЕМЯ
Идет второй ураган
Украинский министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич прибыл в Керчь в воскресенье, 11 ноября, чтобы руководить спасательными операциями, и остается там и сейчас. Когда готовилась эта заметка, он проводил совещание, где местные спасатели решали, сколько судов продолжат искать пропавших без вести и когда сможет начаться операция по сбору нефти и мазута, вылившихся в море.
В Керчи есть 3 нефтемусоросборщика, еще один такой транспорт должен начать работу со стороны России. Крымские экологи уже заявили, что если нефтепродукты не будут собраны в течение ближайших дней, то весь район Керченского пролива можно объявлять зоной экологического бедствия.
Между тем керченские врачи сообщили, что трое спасенных членов экипажа «Нахичевани» вне опасности: у молодых людей было сильное переохлаждение, в ближайшие дни их уже могут выписать.
Сейчас в Керчи снова портится погода, поднимается сильный ветер, не исключено, что шторм разыграется снова.